Воспитанник красно-белых забил свой дебютный гол за «Спартак» и получает все больше игровой практики на старте сезона. В интервью пресс-службе Даниил рассказал о советах Деяна Станковича, который тоже был центральным полузащитником, и объяснил нюансы новой тактики красно-белых.
— Как оценишь для себя начало сезона? В нескольких матчах ты вышел в стартовом составе и в целом проводишь на поле больше минут, чем прежде.
— Конечно, очень рад, что попал в обойму первой команды. Выхожу на замену, а иногда даже с первых минут. Хочется, чтобы это продолжалось. Но для этого нужно проявлять себя лучше, показывать на поле больше.
— Каким тебе запомнился гол в ворота «Крыльев» в кубковом матче? Твой первый мяч за основу «Спартака».
— После матча получил множество сообщений и звонков с поздравлениями от друзей и родных. Можно назвать этот гол долгожданным, ведь после дебюта за первую команду прошло почти два года. Да и гол получился хороший. Матч вообще сложился здорово: я и забил, и сделал голевую передачу.
— По эмоциям это было сравнимо с первым выходом на поле за основу в октябре 2022-го?
— Да, были схожие чувства. Дебют в Воронеже, потом первая голевая на Пашу Мелёшина в домашнем матче с «Химками». А теперь есть и забитый мяч.
— В Самаре ты выходил на замену при счете 0:0 с заданием от тренера «изменить игру».
— Это придало еще больше мотивации. Было понимание, что именно от меня и других ребят, которые вышли на замену, ждут решающих действий и активной игры.
— Был у тебя и еще один «первый раз», но неудачный: в Оренбурге ты впервые вышел в стартовом составе в чемпионате, но уже в перерыве был заменен. Тот матч не удался всей команде…
— «Оренбург» и раньше часто использовал длинные передачи, но у нас не получилось с ними справиться. При этом сами впереди мало что создавали. Главное, что после той неудачи мы поняли свои ошибки и провели серию успешных матчей. Жаль, что в игре с махачкалинским «Динамо» мы впервые за долгое время пропустили. Но еще можно продолжить «сухую» серию в РПЛ.
— В Оренбурге у «Спартака» еще не было Барко, который в первой же игре поразил всех шикарным голом со штрафного. Какое впечатление Эсекьель произвел на тебя как коллега по центру полузащиты?
— Сразу видно, что он прекрасно владеет дриблингом, за счет своей антропометрии классно обыгрывает и работает корпусом. Здорово делает обостряющие передачи вперед, классно бьет и исполняет «стандарты». Наблюдать за ним со стороны интересно.
— То, как Барриос успел накрыть удар Барко в концовке матча с «Зенитом», — пока самый обидный момент сезона?
— Так и есть. Могли выиграть в Питере впервые за 12 лет. Ничья в гостях у «Зенита» — достойный результат. Но этого мало. Мы владели преимуществом и очень хотели победить. Поэтому возвращались в Москву скорее расстроенными.
— А чего не хватило в следующей домашней встрече с махачкалинским «Динамо»?
— Гости быстро вышли вперед благодаря голу с пенальти и потом хорошо оборонялись. А мы владели мячом, но долго толком не доводили дело до опасных моментов. Увы, сравнять счет так и не удалось. К тому же, как часто бывает в матчах против «Спартака», вратарь соперника выдал отличную игру.
— Матчи с такими закрытыми командами нередко складываются для нас сложно.
— В подобные моменты и нужно проявлять свои лучшие качества — быстро находить решения, когда ты ограничен и в пространстве, и во времени. В матче с махачкалинцами у меня была пара шансов отличиться, но не получилось. Своей игрой, конечно, недоволен.
— В этом матче Станкович сделал в перерыве сразу три замены. И в целом Деян вносит коррективы по ходу встреч довольно смело, не тянет с решениями.
— Все справедливо. Если тренер хочет изменить настрой команды перед вторым таймом, а ты при этом плохо провел первую половину, то тебя меняют. Обижаться на это нельзя. При этом раньше я с таким действительно не сталкивался: другие тренеры обычно начинали делать замены уже по ходу второго тайма. А в Петербурге Мартинс был заменен даже до перерыва. Но опять же — все по делу. Мы рисковали остаться в меньшинстве, так как Кристофер мог получить вторую желтую карточку.
— В Оренбурге тебя тоже заменили после первого тайма. Как это воспринял?
— Конечно, неприятно. Но все зависит от твоей игры. То же самое касается отсутствия игровой практики. Все хотят ее получать, но нужно заслужить это право работой на тренировках, использовать свои шансы в матчах. Поэтому с понимаем отношусь к тому, что порой смотрю игру со скамейки.
— Прошлогодняя аренда в минское «Динамо» сложилась для тебя успешно, ты стал чемпионом Белоруссии. До сих пор на связи с командой?
— Да, общаюсь с ребятами, слежу за их результатами в еврокубках. Для меня та аренда стала отличным опытом. Я впервые оказался один вдали от дома, родных и друзей. Вернувшись, стал самостоятельнее. Повзрослел и в плане футбола, и в плане жизни. Ради этого и уезжал.
— Что было самым тяжелым?
— Готовка. Пришлось учиться кормить себя самому.
— Деян Станкович — в прошлом центральный полузащитник мирового уровня. Он дает тебе советы именно как мастер этого амплуа?
— Не только мне, а всем игрокам нашей позиции. Подсказывает, где и как нужно действовать, куда бежать, как разворачиваться. Понятно, что мы слушаем его как тренера. Но его прошлое как игрока тоже влияет.
— Станкович показывает класс на тренировках?
— Да, может отдать длинную передачу или пробить по воротам. Техника никуда не делась.
— Деян прививает «Спартаку» высокий прессинг, игру один в один. Стиль, при котором очень важны физические данные. Насколько тебе комфортен такой футбол?
— Я привык много бегать, мне все нравится. И это правда новый подход, раньше мы так не играли. С одной стороны, нужно было время на адаптацию. С другой — все даже понятнее, когда ты знаешь, что у тебя есть «свой» игрок, за которым должен бежать в любую точку поля.
Тактика может меняться от матча к матчу. Главное — четко выполнять установку тренера. Иначе будут приниматься такие меры, как замена в перерыве.
— Станкович — жесткий тренер или выдерживает баланс между критикой и похвалой?
— Например, в игре с «Факелом» тренер прилично «напихал» в перерыве, хотя счет был 2:0 в нашу пользу. Ему не понравилось, что после двух забитых мячей мы расслабились. И это помогло: на вторую половину команда вышла собранной.
— Ты воспитанник спартаковской Академии, прошел всю вертикаль и хорошо знаком с клубной философией. Согласен, что с ней хорошо сочетаются нынешняя игровая модель и новый стиль?
— Сейчас действительно очень интересно играть в то, что просит Станкович: постоянный прессинг, максимальное стремление владеть мячом, атаковать как можно больше и играть «на ноль». Команда восприняла это положительно.
— Ты в «Спартаке» уже почти 10 лет. Чем стал для тебя клуб за это время?
— Домом и семьей. Я даже не представляю свою жизнь без красно-белой формы, нашего стадиона. Пришел в клуб как раз когда открывали арену.
— Ты рассказывал, что еще в детстве понял: тебе подходит именно спартаковский стиль. Хотя на тот момент занимался в школе клуба-конкурента.
— В другой школе тренеру не нравилась моя игра, не устраивали физические данные. И вместе с родителями мы приняли решение перейти в «Спартак». Помню первые тренировки у Юрия Викторовича Хурманца. Сразу начал играть, отдавать, забивать. И все пошло как надо.
— Кто твои родители?
— Папа — тоже в прошлом футболист. Играл на левом фланге в Латвии и в российском первом дивизионе. Именно он привил мне любовь к футболу, я ходил на игры с его участием. Папа давал мне много советов, разбирали с ним игры. Мама тоже всегда меня поддерживала, возила на тренировки. Спасибо родителям, что вложили в меня и сестру так много сил и времени.
— Чем занимаются мама и сестра?
— Мама бухгалтер, а сестра недавно окончила МАРХИ и скоро пойдет работать по профессии — архитектором.
— Тоже окончила с отличием?
— Да, это у нас семейное. Но за мной родители жестко не следили в этом плане, просто я сам понимал, как важно образование. Понимал, что нужно посещать занятия, делать домашнюю работу, чтобы не появились проблемы, когда приходило время отпрашиваться на матчи или сборы.
— Привычка делать все «на отлично» помогает в карьере?
— Точно не мешает! Всегда хочется выполнить требования по максимуму, чтобы ко мне не было претензий.
— Как еще помогает образование в повседневной жизни?
— Общие знания часто могут пригодиться. Понятно, что я, ходя по улице, не решаю в уме математические задачи. Но в институте мне уже попроще.
— Английский успел выучить в школе?
— Мама заставляла заниматься с репетитором. Тогда я не понимал, зачем это нужно. Но сейчас вижу только плюсы: с тренером можно общаться напрямую, без переводчика, да и с ребятами коммуницировать легче.
— С кем из легионеров чаще практикуешься?
— Общаюсь со всеми. Могу разве что выделить Бабича, с которым сидим рядом в раздевалке. Срджан хорошо понимает русский и немного на нем говорит, но в основном общаемся на английском.
— С Мозесом успел прокачать навыки?
— Его было очень трудно понять! Особенно когда он начинал болтать по телефону со своим друзьями. Какой-то невероятный язык, непонятный диалект.
— А сейчас с кем труднее всего?
— Наверное, с Шамаром. Но все равно не как с Виктором, который рос в Англии. Остальные легионеры учили английский, как и мы, поэтому стараются изъясняться более простыми словами.
— Кто из русских ребят хорошо знает английский?
— Литвинов, Денисов, Маслов. Умяров отлично общался с Мозесом, хорошая парочка у них была.
— Летом у нас появилось много новичков. Насколько легко они влились в коллектив?
— Все прошло быстро. Тем более что некоторые уже были знакомы с нашим главным тренером, знают его требования. Или взять, к примеру, Барко: прилетел в Россию, вышел на поле и в первом же матче забил со штрафного.
— Как тебе дебютный матч Миенти Абены?
— Хорошо себя проявил в первой игре. Крепкий, отлично физически оснащенный, но при этом быстрый защитник. Жаль, ему не удалось забить, были классные моменты.
— Рома Зобнин стал основным капитаном после ухода Георгия Джикии. Что-то в нем поменялось с нового сезона?
— Думаю, нет. Рома уже выполнял эту роль длительное время, пока Георгий не играл. Хотя Джикия в любом случае имел большое влияние в раздевалке.
— В молодежке перед началом матчей вы с командой кричали «Один за всех — и все за одного!» Сейчас с основой есть что-то подобное?
— С приходом Деяна мы тоже стали использовать именно этот заряд перед выходом на игру, тренер проникся фразой. Еще в раздевалке он дает кому-то из ребят возможность сказать напутственное слово. Кстати, это не всегда делает только капитан.
— Что скажешь, когда очередь дойдет до тебя?
— Каждый настраивается по-своему, но все мы понимаем, за какой клуб играем, какую надеваем майку. Поэтому произнес бы простые слова: мы должны выйти и бороться друг за друга, чтобы уйти с поля победителями.
— В одном из интервью Руслан Литвинов сравнил тебя с одним из твоих любимых футболистов — Кевином де Брёйне. Как отреагировал?
— Он говорит так и в команде, поэтому воспринимаю уже с улыбкой. Пока это больше шутка, чем правда, конечно.
— А ты Руслана как называешь?
— Лев!
— Кто еще, помимо бельгийца, впечатляет тебя в мировом футболе?
— Сейчас много классных молодых ребят: Вирц в «Байере», Беллингем в «Реале», который вообще может получить «Золотой мяч», Педри и Гави из «Барселоны». Хочется стремиться к такому уровню.
— В России другое отношение к молодым футболистам.
— В Европе есть ребята такого качества, которые уже в 20 лет способны играть на самом высочайшем уровне. Уверен, если и у нас будут появляться молодые ребята, способные показывать себя в каждом матче, их не будут держать на скамейке. Нужно работать и стремиться к чему-то большему.
— По тому, как складывается начало сезона, какие сейчас можно обозначить цели?
— Усердно тренироваться и от матча к матчу стараться побеждать.
— А какая цель у тебя лично?
— В этом сезоне — закрепиться в обойме основного состава. Выходить в Кубке и чемпионате в старте или хотя бы на замену. Но главное — приносить пользу «Спартаку»!