Тренер вратарей сборной России Виталий Кафанов — о трагедии в «Крокусе», матче с Сербией и Акинфееве.
«ВЕЧЕРОМ В ПЯТНИЦУ ПОНИМАЛИ, ЧТО НЕ СЫГРАЕМ С ПАРАГВАЕМ»
— На следующий день после матча с Сербией случились трагические события в концертном зале «Крокус Сити Холл». Как вы об этом узнали?
— Узнали вечером в тот же день по телевизору. Был шок…
— Был ли кто-то в концертном зале из ваших знакомых?
— После всего узнал, что там был переводчик Артем Журавлев. Ему удалось спастись. Мы с ним работали вместе, сейчас он работает в «Динамо». Слава Богу, что ему удалось выбраться и остаться в живых.
— На следующий день сборная поехала сдавать кровь для пострадавших. Всей командой?
— Всей командой не получилось по объективным причинам. Из-за логистики часть игроков сразу же улетела в свои клубы. В основном кровь сдавали футболисты московских клубов, легионеры Кузяев, Лунев и Лодыгин, часть тренерского штаба и практически весь административный персонал.
— Когда вы поняли, что матч с Парагваем не состоится?
— Узнали об этом утром. В принципе, понимали все уже вечером в пятницу. Хоть и было объявление, что развлекательные мероприятия отменяются только на выходные, мы понимали, что матч с Парагваем, скорее всего, не состоится. Мы бы и сами не смогли играть в таком состоянии.
— Как попрощались с игроками и вратарями?
— Валерий Георгиевич собрал команду и попрощался с игроками, а я уже отдельно еще и с вратарями. Поблагодарил их за качественную работу, а Матвея отдельно за хороший матч. Все было молча, тихо разошлись. Каждый в этот момент думал только об этой трагедии.
«ЛОДЫГИН ТОЧНО СТАЛ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В «ЗЕНИТЕ»
— Вы не вызвали на этот сбор Песьякова, хоть и отмечали его хорошую игру за «Ростов» после возобновления сезона. Почему он не оказался в списке?
— Потому что у него была не совсем удачная осень, там было несколько неудачных игр. Да, последний период он сыграл хорошо. Но чтобы попадать в сборную, нужно играть хорошо длительный отрезок.
— Все четыре вратаря для сборной России выбраны на дистанции?
— Список составляли до возобновления чемпионата. Поэтому в расширенный список попали, в первую очередь, те, кто хорошо играл осенью. Мы рассматривали и Артура Нигматуллина, и Игоря Лещука, и Илью Лантратова. Всем объяснил, почему они не были вызваны.
— Почему Илья не вошел в окончательный состав?
— Было два матча весной, где он мог играть лучше. Мы разговаривали с ним, он согласился с тем, что выглядел хуже, чем последние полтора года.
— Никита Хайкин не был вызван только из-за травмы?
— Мы всегда его рассматриваем и продолжаем рассматривать. В последний раз, когда я ему звонил, он сказал, что будет восстанавливаться еще месяц. Шансы попасть в команду на будущие сборы у него сохраняются.
— Если говорить о том, кого из вратарей вы вызвали, то очень много критики было из-за выбора Лодыгина. Владимир Быстров сказал, что назовет пять вратарей сильнее, чем он. Почему выбор пал на Юру?
— Во-первых, это российский вратарь, который играет за рубежом. Во-вторых, играет очень сильно. В-третьих, мы никогда не смотрели голкиперам в паспорт, это не полевые игроки. Вратари могут играть дольше, и примеров, когда вратари играли до 40 лет, очень много. Если вратари профессионально относятся к своему делу, то с годами становятся только лучше.
— Юра подтвердил свой уровень на тренировках?
— Он в хорошей форме. Очень жаль, что ему не удалось сыграть. На данный момент он этот вызов заслужил. Точно так же он заслужил сыграть хотя бы тайм. Мы планировали, что каждый из вратарей сыграет по 45 минут. Но у нас было ограниченное количество замен. Не могу сказать, что Юра намного сильнее других, он в очень хорошей форме. По сравнению с тем, что видел до тренировок, мнение о нем поменялось в лучшую сторону. Им довольны и в клубе.
— Он стал сильнее, чем в то время, когда был в «Зените»?
— Юра точно стал опытнее и, прежде всего, ментально поменялся в лучшую сторону.
— Что можете сказать о форме Максименко? Осенью ему не удавалось стабильно играть за клуб.
— Прошло полтора года с того момента, как он вызывался в сборную последний раз. Сейчас он произвел очень хорошее впечатление. Однозначно, что он стал сильнее.
— Видите в нем перспективы стать безоговорочно первым номером «Спартака»?
— Не в обиду Илье Свинову, но в «Спартаке» сейчас есть два сильных вратаря — Максименко и Селихов. У них обоих очень высокий уровень. Если бы за «Спартак» сейчас играл Саша Селихов, то большая вероятность, что он был бы вызван в сборную. «Спартак» играет в том стиле, который соответствует философии игры Валерия Карпина. Поэтому при прочих равных условиях мы отдали бы предпочтение вратарям «красно-белых». Конечно, при условии, что они хорошо играют за клуб.
— Как вам успехи Лунева в «Карабахе»?
— Давно знаю Андрея. Говорил ему, что сейчас он проводит свой лучший период. Он помог «Карабаху» выйти из группы в Лиге Европы, помог команде набрать очки в тех играх, где многое решалось. Он принес много очков в важных матчах. В сборную он приехал с огромной мотивацией. Единственное, о чем жалею из-за несостоявшегося матча с Парагваем, — не удалось дать сыграть Юре Лодыгину и Андрею Луневу.
— Кто из тройки Лодыгин — Лунев — Максименко сильнее? Или это вратари одного уровня?
— Трудно сравнивать, потому что Андрей играл в еврокубках, в отличие от наших вратарей. Не сомневаюсь, что если бы наши вратари участвовали в еврокубках, они бы тоже показали достойный уровень. Но есть и другие вратари, которых я уже называл. Поэтому основную обойму сборной выделить очень трудно, кроме Матвея Сафонова. Все вратари хорошего уровня.
«ПЛАНИРОВАЛИ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ВРАТАРЬ СЫГРАЛ ПО ТАЙМУ. НО НЕ ХВАТИЛО ЗАМЕН»
— Как оцените игру Матвея Сафонова в матче с Сербией?
— Двух мнений тут быть не может. Матвей отыграл очень хороший матч. В нужный момент в первом тайме выручил команду, сделал блестящий сейв в конце матча — это был очень сложный мяч, удар на противоходе с отскоком от полевого. Отыграл очень сильно.
— Удаление Гайича помешало вам в тренерском плане оценить игру Матвея?
— Думаю, что у него было бы чуть побольше работы. Но в любом случае, Матвей справился со своей работой на «отлично». Даже при том, что сербы были в меньшинстве, все, что делал Матвей на поле, было безупречно.
— На кого вы планировали заменить Матвея в перерыве?
— Должен был выйти Саша Максименко, но у нас не осталось замен. Мы обсуждали с Валерием Георгиевичем этот момент. Если была бы возможность поменять, главный тренер сказал бы нам. Замены нужны были для полевых игроков.
— Получается, матч с Парагваем должен был начать либо Лунев, либо Лодыгин?
— Да, в старте должен был выйти Лунев, а во втором тайме его должен был заменить Лодыгин. Опять же, если бы позволяли замены.
— Вокруг Матвея всегда было много разговоров о том, что он может уехать в Европу. Вы давали ему какой-то совет с точки зрения вашего опыта?
— Нет. Мы с ним говорили только о том, что для того, чтобы уехать, нужно сначала показывать стабильную игру в чемпионате. Этот год Матвей проводит очень уверенно. Держит планку с первого тура. Он уже провел пять матчей за сборную — это показывает, что у него очень хороший период.
— Сейчас Сафонов — номер один в России?
— На сегодняшний день — да. Если учесть матчи чемпионата и за сборную, то да.
— А если сравнить их с Акинфеевым, то кто сильнее на данный момент?
— Игорь играет очень стабильно за свой клуб, как и всегда. Но мы же говорим и об играх за сборную…
— Если бы Игорь не принял решение завершить карьеру в сборной, он бы продолжал вызываться в команду?
— Безусловно. Более того, он был бы первым номером.
— Нет ли у Игоря мыслей возобновить карьеру в сборной? Нужно ли ему это сейчас?
— С Игорем разговаривал, когда мы только пришли в сборную. Игорь объяснил, почему он принял такое решение. Оно было продуманным и взвешенным. Поэтому отнесся с пониманием к его словам. Хотя, конечно, хотелось, чтобы он еще поиграл в сборной. Раз уж так случилось, то считаю, что Игорь закончил в нужный момент. Он стал героем нашей команды на чемпионате мира. Рад, что он стабильно играет за свой клуб и приносит ему много очков.