Нападающий «Спартака» и сборной Коста-Рики набрал потрясающую форму: в трех последних матчах РПЛ он сделал два дубля и оформил исторический покер! Перед заключительной игрой года против «Пари НН» Манфред объяснил, что помогло ему так раскрыться, и рассказал о жизни за пределами футбольного поля.
— Для начала давай вернемся к матчу против «Краснодара», который стал настоящим подарком всем нашим болельщикам.
— Мы крупно победили, но на самом деле это была очень непростая игра. В первые минуты «Краснодар» активно атаковал, оказывал на нас большое давление. Слава богу, что в итоге нам удалось забить два мяча и получить контроль над ситуацией.
— Мы сократили отставание от первого места до пяти очков.
— Нам нужно быть сконцентрированными только на своей игре. Таблица будет важна лишь после последнего тура. Мы сделаем все возможное, чтобы в итоге оказаться на самом верху.
Как и выиграть Кубок. Кстати, я так до конца и не понял эту систему с выбыванием в другую сетку. Но главное, что у нас по-прежнему есть шанс выиграть трофей.
— Как оценишь выступление команды в первой части сезона?
— Конечно, нам по-прежнему есть куда расти. Но в последних турах мы смогли выдать отличную серию из побед, и сейчас очень важно продлить ее в последнем туре перед уходом на зимнюю паузу. А затем будут сборы, где нам нужно подготовиться к весеннему этапу. Хотим занять как можно более высокое место!
— Что именно изменилось в игре «Спартака» по сравнению с прошлым сезоном?
— Мы играем более компактно. Мне кажется, наш футбол стал организованнее во всех фазах: когда мы прессингуем, действуем высоко в средней зоне или ниже.
Сам я чувствую себя просто прекрасно — доволен своим положением в «Спартаке», отношениями с командой и тренерским штабом.
— В чем еще хочешь прибавить в первую очередь?
— Всегда нужно желать стать сильнее. Например, хочу еще успешнее принимать участие в построении атак, а не только в завершении, когда это требуется. Но в первую очередь я форвард. И, конечно, хочу забивать еще больше мячей.
— С голами у тебя не сразу наладилось, зато твой прессинг отмечали с самого начала.
— Да, мне нравится этот аспект игры. Цель ясна и понятна: нужно как можно скорее вернуть мяч, чтобы сразу оказаться с ним ближе к чужим воротам. Это резко повышает шансы твоей команды на гол.
— Для такого активного давления на чужой половине нужна впечатляющая выносливость.
— Спасибо нашим тренерам по физподготовке. Их работа помогает быть в отличной форме. Иначе бы столько не бегал.
— В этом сезоне у нас было уже много матчей, где мы забиваем по три и более мячей. В чем еще видишь секрет такого преображения в линии атаки?
— О прессинге мы уже сказали. А еще у нас улучшилась реализация. В прошлом сезоне моменты тоже были, но в завершении часто не хватало точности.
— Насколько тяжело было не отчаиваться, когда у тебя долго не получалось начать забивать на регулярной основе?
— Старался сохранять спокойствие. В прошлом сезоне у меня было не так уж много моментов. Мне в принципе редко удавалось хотя бы оказаться на ударной позиции. Конечно, расстраивался, что не забиваю. Но в итоге этот период тоже стал для меня полезным опытом.
— Критика в прессе на тебя влияла?
— Я не знаю русского языка, а специально переводить новости и статьи о себе не было желания. Хотя тут и так все понятно. «Спартак» заплатил деньги за мой трансфер. И клуб, и болельщики ждали от меня голов. Но в футболе не всегда все получается сразу.
— Наверное, поражение от «Балтики», которое не пустило нас в финал Кубка России, вспоминается с особым огорчением...
— Конечно, ведь в том матче у меня было два шикарных шанса забить, но в итоге мы остались ни с чем. Очень хотели завоевать Кубок, чтобы реабилитироваться за средние результаты в лиге. Поэтому неудача стала сильным ударом.
— Недавно Квинси Промес поздравил тебя с покером. Вы на связи?
— Да, после матча с «Локомотивом» он отметил меня в социальной сети, поздравил. Мы немножко пообщались!
— Сейчас ключевую роль у «Спартака» в центре поля играет Барко. С ним у тебя тоже быстро наладилась отличная связь.
— Безусловно, появление Эсекьеля сделало нас сильнее. То, как он владеет мячом, как идет в обводку и пасует, впечатляет. А когда нужно, он и борется не менее круто.
— Какие отношения сложились у тебя с Деяном Станковичем?
— Главный тренер делает отличную работу, чтобы мы развивались как команда. А ключевое, что исходит от него — это страсть к победам. Она как постоянное напоминание, что мы все здесь для завоевания трофеев.
Станкович не так много говорит, но когда делает это, ты сразу понимаешь, что перед тобой человек с огромным опытом и большими победами за спиной. И его советы в этом плане очень ценны.
— На твоем счету уже 14 голов в текущем чемпионате. Все в восторге от твоего первого мяча в Краснодаре, а какие еще тебе самому запомнились особенно?
— Мне очень понравился гол «Факелу», когда Рябчук в касание эффектно сумел вывести меня на удар. И, конечно, выделю свой первый мяч в чемпионате — «Химкам» с передачи Бонгонда.
— У тебя уже так много голов, а какого-то фирменного празднования по-прежнему нет.
— Мне уже многие говорят об этом. Вот недавно Медина призывал что-то придумать. Видимо, действительно пришло время.
— А как возникла идея поддержать Маркиньоса? Он пропускал матч с «Динамо» из-за смерти отца, и ты поднял над головой его майку, когда отличился.
— Это было общее решение команды. Договорились, что поступим так, когда забьем мяч. Хотели поддержать Марки, потому что это был сильный удар для него.
— После покера «Локомотиву» ты рассказал, что отдашь мяч с игры в коллекцию дедушке. Уже отправил экспонат на Коста-Рику?
— До отпуска осталось несколько дней, поэтому сам отвезу мяч на родину. Этот покер стал большим событием для меня, я получил очень много поздравлений. На сегодня это лучший матч в моей карьере. Хочется, чтобы в дальнейшем таких было как можно больше.
— Прежний рекорд по спартаковским голам на нашем стадионе принадлежал Николсону, который однажды сделал хет-трик в матче Кубка России. Как он отнесся к тому, что ты его превзошел?
— Конечно, Шамар порадовался за меня. Мы не близкие друзья, но хорошие приятели. Он отличный парень и прекрасно понимает, что значит для нападающего забить четыре мяча на таком уровне, как это непросто.
— Удивительно, что перед этим дерби ты больше суток провел в самолете, возвращаясь в Россию после игр за сборную. Как удалось сохранить такую свежесть?
— Эти путешествия действительно забирают много сил. Столько смен часовых поясов, климатических зон… Например, в последний раз я летел из Москвы сначала в Стамбул, потом в Панаму, затем на Коста-Рику. По времени перелет занял в общей сложности почти 30 часов!
Перед матчем с «Локо» проспал 10 часов в самолете, а потом уже в Москве принял снотворное, чтобы поспать еще. Потому что иначе у меня полностью сбился бы режим. В итоге сил на игру хватило, но все равно чувствовал себя не в своей тарелке. И всего через пару дней мы отправились в Ростов уже на поезде. Одним словом, все это выматывает. Но ничего, скоро отпуск.
— В ряде матчей этого сезона ты играл не на позиции центрального нападающего, а на фланге. И твоя эффективность была не так высока.
— Прежде я никогда не действовал в такой роли, поэтому было тяжело. Нужно было иначе двигаться, по-другому принимать мяч. Конечно, тренерский штаб подробно объяснял, что от меня требуется, но на деле не все. Не хватало опыта. Теперь он есть, и если потребуется, я готов снова выполнить подобные задания. Но могу честно сказать, что в роли центрального форварда мне комфортнее.
— Ты в России почти год. В чем видишь главные различия между нашей лигой и голландский, где играл до этого?
— Для нападающих чемпионат России сложнее, тут больше борьбы. И конкуренция тоже выше: шесть ведущих клубов стремятся взять титул, остальные бьются в каждой игре. Кроме того, в Голландии даже аутсайдеры действуют в открытой манере, оставляют свободные зоны. Здесь футбол плотнее.
— Такой защитный стиль особенно часто встречается как раз в матчах против «Спартака».
— Именно так. И когда в первых играх за клуб я с этим столкнулся, было очень непросто освоиться. Но сейчас я адаптировался.
— Для тебя важно остаться на первой строчке в гонке бомбардиров? И кто твои главные конкуренты?
— На данный момент это молодой игрок из «Локомотива». Батраков, верно? И Кордоба. Конечно, будет приятно остаться на первом месте, но это второстепенный момент. Приносить пользу команде всеми возможными способами и побеждать — вот главная цель.
— Ты рассказывал, что твоими кумирами были Агуэро и Суарес. А кого считаешь лучшим нападающим из действующих игроков помоложе?
— Мне нравятся Лаутаро Мартинес из «Интера», Хулиан Альварес из «Атлетико». Впечатляет, как они двигаются, как прессингуют, как работают с мячом. Для меня они своего рода образцы.
— С Суаресом тебя в свое время сравнивали не столько за игровые качества, сколько за странный поступок: ты укусил игрока соперника и получил дисквалификацию. Глядя на тебя, даже не верится, что такое было.
— Было… В 16 лет, когда я только дебютировал за взрослую команду «Саприссы». Было дерби. И один из соперников постоянно задирал меня, провоцировал, что-то выкрикивал. В какой-то момент я не выдержал и укусил его за плечо. В таких ситуациях нужен опыт, чтобы владеть собой. А я был еще слишком молод. Само собой, такое никогда больше не повторится.
— Как складываются твои дела в сборной Коста-Рики?
— В ноябре мы неудачно провели четвертьфинальные матчи Лиги наций КОНКАКАФ, вылетели от Панамы. В ближайшее время у команды будет новый главный тренер; надеюсь, у нас все сложится.
С 2002 года Коста-Рика лишь раз пропустила финальную часть чемпионатов мира. Люди в стране привыкли, что мы добываем путевку. Поэтому в текущем отборе на нас лежит большая ответственность.
— Чем занимаются твои родители?
— Папа до сих пор работает на мойке автомобилей. Но уже не так много, как раньше. А мама воспитывает братьев и сестер. Нас ведь семеро: пять братьев и две сестры. Я второй по старшинству, а большинство пока школьного возраста.
— Со всеми на связи?
— Конечно: у нас большой семейный чат!
— Кто-то из родных уже навещал тебя в Москве?
— Нет, я живу здесь со своей девушкой. Она тоже из Коста-Рики.
— Вы давно вместе?
— Четыре года и четыре месяца. Она всегда рядом, каждый день для меня готовит. Это очень ценно, когда ты вдали от родной страны. Очень люблю ее и благодарен за все.
— Девушке нравится в Москве?
— Да. В «Спартаке» сейчас много игроков, которые говорят на испанском. Это выручает в том плане, что наши жены и девушки общаются и дружат.
Мы не так часто выбираемся из дома, но Москва нам определенно нравится. Даже снег вызывает только позитивные эмоции, хотя на Коста-Рике не бывает холодно — и привыкнуть к морозам мне сложно.
— Расскажи о начале своей карьеры. Сразу понял, что хочешь стать профессиональным футболистом?
— Любовь к футболу мне привили папа и дедушка. Сомнений о том, кем стать, не было. Тем более что я уже в 16 лет дебютировал за взрослую команду, а в 18 уехал в Бельгию.
— При этом в полноценной футбольной академии ты оказался довольно поздно, верно?
— Да, только когда попал в «Саприссу»; мне было уже 14 лет. А до этого больше просто играл с друзьями в родном городе Эредия.
— Ты учился в колледже, но не окончил его. Почему?
— Я обучался в колледже при академии «Саприссы». Но меня очень рано привлекли к работе с первой командой. Мне было всего 15. Тренировки проходили не в академии, а в другой локации. И ездить туда-сюда у меня не было никакой возможности. Хотя бы потому, что я не мог получить права. Поэтому полностью сконцентрировался на футболе.
— У тебя есть планы получить образование в будущем?
— На данном этапе хочу как можно лучше овладеть английским языком.
— Чем ты увлекаешься в свободное время?
— Играю в приставку, а еще очень люблю конструктор Lego.
— Что собираешь сейчас?
— Большой замок из «Гарри Поттера». Но процесс пока на паузе, потому что мы собираем его вместе с девушкой. А она уже улетела в Коста-Рику.
— Почему не дождалась последнего матча года?
— Просто 25 ноября у нее был день рождения. А мы как раз уехали в тот день на поезде в Ростов-на-Дону и целую неделю были не в Москве. Мне показалось, будет честнее, если она проведет праздник дома, с родными, а я прилечу попозже.
— Как планируете провести отпуск?
— На неделю слетаем в США, в Орландо, посетим «Диснейленд». А потом будем в Коста-Рике.
— Где еще мечтаешь побывать?
— Хотел бы на сафари в Южную Африку, посмотреть на жизнь животных в естественной среде.