
Перед дерби с цска сербский защитник красно-белых подвел итоги первых двух лет жизни в Москве, оценил шансы «Спартака» на финише сезона, а также вспомнил, как бился за «Црвену Звезду» в матчах с «Партизаном».
— Мы разговариваем в твой день рождения. Что можешь назвать своими главными достижениями на данный момент?
— В жизни любого человека есть взлеты и падения, футбольная карьера складывается похожим образом. Надеюсь, многое еще впереди. Мне исполнилось двадцать девять. Не так мало, но все же я не старик, чтобы подводить итоги.
Если выбирать самые яркие события, то на первом месте рождение сына. Это случилось год назад. Невероятное чувство. Второе место — победа в молодежном чемпионате мира со сборной Сербии. А третье свободно для завоевания трофея со «Спартаком».
— Это сейчас твоя главная мечта?
— Сто процентов. Стать чемпионом России в составе «Спартака». И если мы хотим побороться за титул в этом сезоне, то должны побеждать в дерби с цска. Права на ошибку больше нет. Нет смысла считать очки конкурентов. Нужно просто выигрывать свои матчи. Шансы все еще остаются. Плюс есть Кубок.
— Недавний матч с «Зенитом» впервые за несколько лет собрал на нашем стадионе полные трибуны. На дерби с армейцами тоже ожидается аншлаг.
— И на кубковой игре с «Уралом» было много болельщиков. Нам это очень помогает! Намного проще играть, когда трибуны гонят тебя вперед. При такой атмосфере лучше осознаешь, за какой большой клуб играешь. И сколько людей отдает свои эмоции, свои деньги, чтобы поддержать тебя.
Сначала нас ждет матч с цска, следом — кубковое дерби с «Динамо». Эти игры во многом определяющие. После них станет ясно, на что мы претендуем в этом сезоне.
— На матче с «Уралом» на трибуну за воротами вернулась часть активных фанатов. Их поддержка напомнила то, как болеют на домашних играх за «Црвену Звезду»?
— Да! Это ведь братские клубы. Кстати, на трибунах в матче с «Уралом» были сербские флаги, в какой-то момент фанаты скандировали о дружбе России и Сербии. Я в такие мгновения ощущаю себя как дома. Впрочем, мне с первого дня в «Спартаке» было комфортно, ни о какой долгой адаптации не было речи.
— У тебя успешная статистика в дерби, верно?
— Я никогда не проигрывал «Партизану». И теперь очень хочу продлить успешную серию против цска. Победа в первом круге на поле соперника подарила нам прекрасные эмоции.
Символично, что Деян Станкович тренировал «Звезду», а Марко Николич — «Партизан», и тоже довольно успешно. цска — очень серьезный противник, преследует нас в таблице, но мы готовы. В дерби возможно всякое, в том числе эмоции порой зашкаливают. Но это нормально. Главное — добиться результата.
— Ты хорошо общаешься с армейцем Миланом Гайичем. Он, как и ты, выступал за «Звезду».
— Мы действительно отлично общаемся и продолжим делать это после матча. Но только после. На поле у меня будет одна цель — обыграть Милана и его команду.
— В этом сезоне в верхней части таблицы РПЛ плотная борьба. «Спартак» идет по лучшему графику, чем год назад, но что мешает нам быть еще выше?
— Мы теряем слишком много очков в матчах с командами поскромнее. Я не хочу проявлять к ним неуважение. В конце концов, эти соперники нас обыграли. Но мы просто обязаны были действовать против них лучше. «Ахмат», «Динамо» Махачкала, «Оренбург» еще в первом туре... Невозможно стать чемпионом, если побеждать только в матчах с «Зенитом», цска, «Динамо», «Локо» и «Краснодаром».
— В чем причина осечек, о которых ты говоришь?
— Я бы очень хотел это знать. Мы много об этом говорили. Но уже не один раз слишком легко пропускали первый мяч. А в последнее время даже не один, а два. Мы должны действовать в обороне компактнее.
— Можно объяснить потерю очков в гостях, но поражение от махачкалинцев дома удивило еще сильнее.
— Это правда. После той игры я две ночи не мог уснуть. Даже с родными толком не разговаривал. Просто был в шоке. Да, в первом тайме соперник нас удивил, не давал нам перейти середину поля. Но при всем уважении к махачкалинцам… Мы не имеем права допускать такое. Не думаю, что дело в тактике. Скорее в ментальности, в настрое. Мы словно выбросили в мусорку первые 20 минут — и только после этого начали нормально играть.
— Но разве могут возникать проблемы с настроем, когда команда борется за титул?
— Хороший вопрос. Речь тут не о мотивации. Просто бывают дни, когда ты просыпаешься — и все сразу идет наперекосяк. Без этого, наверное, не обойтись. Но если ты хочешь стать чемпионом, подобных дней должно быть минимум. Один раз из десяти — окей. Но три — уже перебор. Наверное, в этом и кроется чемпионский менталитет.
Хорошо, вы обыграли «Зенит», три дня порадовались, но затем нужно переключаться на следующего соперника. Кому интересна та победа трехнедельной давности, если сегодня ты проиграл Махачкале?
В футболе не работают прошлые заслуги. Ну, разве что после завершения карьеры. К счастью, в матче с «Акроном» нам удалось победить, хотя по ходу встречи снова уступали 0:2. Смогли сделать это за счет характера.
— В этом матче за «Спартак» дебютировал Помазун. Помогал ему справиться с волнением?
— Думаю, он достойно провел свой первый матч. Не вижу его вины в прощенных мячах. С первого дня в клубе Илья показывал свой профессионализм, ждал своего шанса. Я прекрасно помню, как он становился героем матча против «Спартака», выступая за «Урал». Чудом отразил удар, когда Соболев перебросил его издали.
— Голкиперы соперников часто проводят против нас едва ли не лучшие матчи в карьере.
— Чего стоит Шелия из «Ахмата»! Мы уже несколько раз за последние годы сыграли 0:0; против «Спартака» он постоянно превращается в Нойера!
— «Акрон» открыл счет с пенальти. И это был первый 11-метровый в наши ворота за весь чемпионат.
— Невозможно полностью исключить пенальти в свои ворота. Конечно, мы стараемся действовать в штрафной аккуратнее, но в футболе часто все решает доля секунды. Ты можешь подумать, что не стоит выставлять ногу, чтобы не сфолить, а соперник забьет мяч, и ты будешь неправ.
Пенальти заработал Дзюба. Я помню его по матчам «Црвены Звезды» против «Зенита». Большой нападающий. В последней игре его было очень сложно остановить.
— Чаще всего твоим напарником по центру обороны выступают либо Литвинов, либо Дуарте. В чем различия для тебя?
— Алексис — центральный защитник, это его основное призвание. Литвинов более универсален. И тут важно, как тренер намерен действовать против конкретного соперника. Насколько компактно мы должны играть в обороне. У нас отличная команда, включая всех игроков защиты. Есть Чернов, есть Абена. Каждый уже доказывал, что достоин выходить на поле и способен приносить результат.
— С кем из соперников в этом сезоне тебе было тяжелее всего справляться?
— Пожалуй, назову Кордобу. Физически он очень силен. Но тем интереснее найти решение, чтобы выиграть у него борьбу. Да, чтобы остановить такого форварда, порой приходится играть не очень чисто. Меня это не смущает. В футбол не получится играть в белых перчатках. Иногда приходится быть жестким, особенно когда ты защитник. Но это моя работа.
— А кто из партнеров доставляет больше всего проблем на тренировках?
— Если дать нашим атакующим игрокам пространство, любой очень опасен. Барко, Угальде, Бонгонда, Маркиньос, который в последнее время просто летает по полю. Понятное дело, я должен быть аккуратнее с нашими игроками, контролировать себя.
— Зимой у нас появился новый нападающий — Ливай Гарсия. Он отмечал в интервью, что именно ты активнее всех помогаешь ему адаптироваться.
— Для меня это принципиальный момент. Потому что я всегда вспоминаю, как в юности сам впервые оказался в чужой стране, и мне было очень сложно освоиться. Не знаю, чья это была ошибка. Моя или моих тогдашних партнеров. Но теперь я всегда стараюсь помогать новичкам.
— В чем именно?
— Да во всем. Подсказать что-то по бытовым вопросом, составить компанию на ужине, рассказать о правилах и традициях в команде.
Что касается Ливая, то я прекрасно помню, как меня впечатлила его игра за АЕК в еврокубках. Это был настоящий танк. Он просто уничтожал своих оппонентов. Не сомневаюсь, скоро он отличится. Требуется время, чтобы обрести уверенность. С Угальде ведь складывалось похожим образом. Первые месяцы мы ждали, а потом голы стали случаться регулярно.
— Ты входишь в капитанский совет. Как часто вы собираетесь?
— Когда возникают какие-то моменты, которые нужно обсудить. Потому что когда все хорошо, то капитан по большому счету не нужен. А вот когда сложно, лидеры должны вести за собой и делать все, чтобы исправить ситуацию.
— Как в команде отнеслись к ситуации в концовке матча с махачкалинцами, когда Барко не стал исполнять пенальти, а Медина пробил в перекладину?
— Хесус до этого никогда не промахивался с точки, он чувствовал уверенность в своих силах. Вызвался пробить. Если бы он попал, никто бы не стал вдаваться в подробности, почему 11-метровый исполнял именно он, правда ведь? Это футбол. Барко тоже не забил первый пенальти в Самаре, при этом в концовке доказал, что у него крепкие нервы.
— Недавно в интервью Олег Рябчук рассказывал, что первый год жизни в Москве складывался для него непросто, но сейчас он чувствует себя как дома. Что можешь сказать о себе?
— Мы с Олегом перешли в «Спартак» практически одновременно, но у меня ощущения с самого первого дня получились другими. Я быстро во всем разобрался и привык. Спокойно могу представить, что живу здесь долгие годы. Россия схожа с Сербией, в том числе за счет менталитета.
— Проникся нашей зимой?
— Большую часть зимы мы не находимся в России. Сначала отпуск, потом долгие сборы. Но если честно, я по-прежнему не фанат морозов.
— Семья сейчас постоянно живет с тобой в Москве?
— Большую часть времени, за исключением периодов, когда я сам не в городе: паузы на сборные, отпуск. Сейчас жена и сын рядом, так и будет до конца сезона.
— Как твоя жизнь изменилась с появлением сына?
— Провожу с ним все свободное время. Мне кажется, уже изучил и посетил все парки в Москве. Скоро собираемся съездить в парк развлечений «Остров мечты».
— У тебя появилось любимое место в Москве?
— Не могу такое выбрать. Мне нравится в хорошую погоду гулять вдоль реки, быть поближе к природе. Редко езжу в центр из-за трафика. Я терпеть не могу пробки!
— В Сербии ты должен был привыкнуть к кафанам — местным заведениям, посещение которых уже стало неотъемлемой частью жизни. Можешь сравнить рестораны в Белграде и в Москве? Многие легионеры в восторге как раз от гастрономического разнообразия в нашей столице.
— Казалось бы, в Белграде немало ресторанов, но что творится в Москве… Тут есть все! Рестораны с блюдами из любых уголков мира. Когда ко мне приезжают друзья, все остаются под огромным положительным впечатлением.
— А как оценишь местные сербские рестораны?
— Плюс-минус как у нас. Есть три очень хороших места.
— Ты много времени проводишь с Рябчуком. Что вас объединяет?
— Долгое время мы проводили каждый день по десять часов вместе. Ездили на тренировки и обратно на одной машине, ужинали в городе. Сейчас по-прежнему живем рядом. Олег — реально отличный парень.
Но нужно выделить и других ребят, с которыми у меня отличные отношения. Мы часто отдыхаем самыми разными компаниями. В том числе с Зобниным, Игнатовым, Литвиновым, Хлусевичем. Недавно водил в сербский ресторан Барко и Солари. У нас суперколлектив.
— Периодически команда устраивает необычные тимбилдинги. Например, была рыбалка. Тебе из таких мероприятий что понравилось?
— Я люблю играть в падел.
— Как Литвинов?
— Ему особенно нравится бороться с профессионалами, ха-ха. После его игры против теннисистки Потаповой я называю его Руслан Потапович, на сербский лад.
— Какой прогресс в твоей «карьере» шахматиста?
— Шахматы по-прежнему остаются моим главным увлечением. И сейчас я серьезно подумываю найти учителя, чтобы повысить свой уровень. Недавно сменил тактику и вместо блиц-партий по 3-5 минут играю в буллет-шахматы, где все происходит за минуту. Хочу научиться думать и действовать быстрее. На это желание меня натолкнула та встреча с профессиональным гроссмейстером — Александрой Горячевой. Перед началом партий она выставляла на таймере разное время. Например, себе — 2 минуты, а мне — 7. И вот у меня уже заканчивается время, а у нее в запасе секунд тридцать. Как это возможно…
— После видео пресс-службы о твоем хобби многие были удивлены. Поступали от кого-нибудь предложения сыграть в шахматы?
— На прошлой неделе обсуждал эту тему с Литвиновым. Сейчас планирую принести доску на базу и устроить там мини-турнир. Соревноваться будут сотрудники команды, медицинский штаб. Из игроков — Литвинов и Умяров. Да и все, к сожалению. Потому что в сборной Сербии у меня совсем другая ситуация: там нужно отстоять очередь, чтобы добраться до доски.
— Мы уже поговорили о Гайиче. С кем еще из балканцев ты проводишь время в Москве?
— К большому сожалению, всех их объединяет цска. Когда я только приехал в Москву, часто встречался со Зделаром. Так он вообще из цска в «Зенит» перешел… Еще есть молодой парень Майсторович, но он тоже из «неправильной» команды — «Динамо».
В прошлом году к баскетбольным армейцам перешел Аврамович — с ним пересекаемся каждую неделю. Он, кстати, будет на трибуне в день дерби.
— Планирует поддерживать тебя или красно-синих?
— Лучше спросить у него! Я не решаюсь…
— Чем обычно занимается ваша сербская компания в Москве?
— Часто ходим поужинать вместе, но не всегда в сербские рестораны — выбираем разные локации. Ну и нередко просто остаемся дома, чтобы посмотреть баскетбольную Евролигу или футбольные матчи.
— Недавно ты посещал баскетбольный матч с участием своего друга. А как насчет хоккея?
— Смотрю матчи «Спартака». В целом мне очень нравится этот вид спорта. Сначала я совершенно не разбирался в правилах и не знал тонкостей. Ну, понятное дело, мог увидеть забитые шайбы. Сейчас уже многое понимаю, слежу за играми. Обязательно поболею еще за хоккейный «Спартак» на арене, когда будет возможность, — как получилось накануне.
— Ты открыл на родине футбольную академию, которой руководит твой отец. Что это за проект?
— В академии занимаются и мальчики, и девочки. Я очень рад тому, как все складывается. Мы создали детям отличные условия для развития, они наслаждаются футболом. Надеюсь, однажды «Спартак» приедет в гости к моей академии и примет участие в Кубке Срджана Бабича.
— Что скажешь о результатах сборной Сербии? Недавно вам удалось обыграть сборную Австрии в Лиге наций.
— Сейчас наша команда меняет стиль игры с атакующего на более оборонительный. Эта тактика приносит свои результаты: после удачного выступления против Австрии мы остаемся в дивизионе А, где сыграем с сильнейшими сборными Европы.
В июне начнем путь в отборочном турнире чемпионата мира. И сейчас самое важное — отлично стартовать в квалификации. В первом матче нас ждет Албания — практически дерби. Многие помнят, чем закончился матч наших команд 11 лет назад: дрон с флагом над полем, прерванная игра, техническое поражение… Но я искренне надеюсь, что в этот раз все сложится иначе. Мы хотим играть в футбол, а не думать о политической подоплеке.
— Давай вспомним прошлогодний товарищеский матч России и Сербии в Москве. До игры ты обещал, что твоя сборная победит…
— О нет! Я не вышел тогда на поле, поэтому ничего не знаю и сказать не могу. Больше всех перед встречей меня подначивал Соболев, а после победы присылал мне всякие противные смайлики в мессенджерах.
— В одном из матчей за сборную в прошлом году ты получил травму. Насколько тяжело дались последние игры за «Спартак» до операции зимой?
— Когда я только получил повреждение, совместно с тренером и медицинским штабом принял решение о возвращении в «Спартак». Тогда после международной паузы у нас были важные матчи. Да, проблемы с коленом ощущались, но я был готов играть и помогать команде до самого конца.
Если честно, о том, что ситуация с травмой в таком случае может усугубиться, не думал. Врачи делали мне перед матчами уколы, которые блокировали боль на некоторое время. Надолго не помогало: в начале вторых таймов все снова чувствовалось. Но было не до этого: мы вернулись в гонку после 11 очков отрыва от первого места! Поэтому сдаться я просто не имел права.
— Недавно ты с ребятами принял участие в ежегодной акции ЛУКОЙЛа на одной из заправок. Были ли в других командах подобные мероприятия?
— Да, похожую историю помню в «Црвене Звезде». Это хорошая идея! Провели время с болельщиками, раздали автографы, чем-то помогли. В этот раз посадили несколько деревьев. А еще недавно мы посетили музей ЛУКОЙЛа. Мне очень понравилось! Особенно запомнился момент, когда нас посвятили в нефтяники.
— И напоследок вернемся к теме наших перспектив этой весной.
— Не нужно думать: а что случится, если мы выиграем, а что, если проиграем. Сейчас каждый матч должен восприниматься как финал, если мы хотим стать чемпионами. Допустим, как финал Кубка. Так — и никак по-другому. В команде есть молодые ребята с амбициями. Есть те, кто хочет стать легендой «Спартака» и российского футбола. Поэтому нам важно вместе взращивать характер и менталитет победителей. А как возможно это сделать? Только благодаря победам и стабильности.