Большое интервью полузащитника сборной России Руслана Литвинова о команде и личном.
— Руслан, вы не вызывались в сборную России с прошлого года. С каким настроением вернулись в расположение национальной команды?
— Только с позитивным. Испытываю радость, для меня всегда приятно приезжать в сборную.
— Были ли сомнения, что не получится помочь команде? Никакие болячки не беспокоят?
— Никаких сомнений не возникало — четко понимал, что еду в сборную. Со здоровьем все нормально, после игры с «Рубином» ничего не болело. А на какие-то ушибы даже не реагирую.
— Вы заехали в Новогорск на следующий день после матча за «Спартак». Рады, что удалось поспать дома перед длительной командировкой?
— В этом есть свой плюс. Перед сбором повидался с родственниками, с семьей, переключился с игр чемпионата и приехал в сборную со свежей головой.
— Что у вас просят привезти из Вьетнама помимо победы в турнире?
— Всех волнуют магнитики, и какими блюдами мы будем питаться в Ханое. Уже сказал, что берем с собой много тарасовского борща (смеется).
— Возможно, вам уже сказали, какое меню для футболистов приготовили повара?
— Даже не представляю, какое меню там может быть. Надеюсь, что русская кухня будет присутствовать.
— Вряд ли тренерский штаб рискнет кормить вас местными блюдами?
— Верю в это (смеется).
***
— Что можете сказать о наших соперниках?
— Сам ничего не смотрел, понимаю, что это бессмысленно. А тренерский штаб нам все подробно объяснит, проведет теорию и разберет команды.
— С составами аналогично?
— Да.
— А зря. У сборной Таиланда играют Филип и Лам.
— Ха-ха! Вот он шанс сыграть против него (смеется)
— Уже привыкли, что грандов мирового футбола среди оппонентов нет?
— Все прекрасно понимают, что выбирать соперников нам не приходится. Так что без разницы, с кем мы играем — главное, что сборная продолжает выступать на международной арене, а футболисты с удовольствием приезжают в ее расположение. Нужно радоваться, что нас вызывают, ехать и доказывать, что ты не зря представляешь честь своей страны.
— Когда-нибудь думал над тем, чтобы съездить отдохнуть в Юго-Восточную Азию?
— В плане туризма никогда. Друзья ездили в Таиланд, рассказывали разные истории. Но у меня душа не лежит к такое поездке — очень долго лететь, плюс высокая влажность и жара. Я такое не люблю. Лучше я отдохну дома, в России.
— Со сборной вы были в Узбекистане, в Иране. Теперь — Вьетнам. Отличный выездной набор?
— Конечно! Удается посмотреть мир, открывать для себя что-то новое. Уверен, во Вьетнаме будет интересно, тем более как турист я вряд ли бы собрался посетить эту страну.
— Культурная программа запланирована?
— Не знаю. Но даже по дороге из аэропорта в отель можно посмотреть в окно и познакомиться с местным колоритом.
— Что приметили для себя в Тегеране весной 2023-го?
— Сразу было видно, как санкции оказали влияние на страну, насколько людям тяжело живется. Те же самые дорогие иномарки увидеть на дороге — это шок.
— Подтверждаем, сами за четыре дня видели всего несколько таких машин.
— Да. И в плане жилья тоже не самые лучшие условия увидели. Сразу начинаешь ценить то, что у тебя есть, понимаешь, что в России все отлично.
— А Ташкент в 2022 году чем запомнился?
— Узбекистан восхищает меня свой кухней! Плов, самса — это не только очень вкусно, но и убийственно для меня (смеется). После матча со сборной я в свои выходные ездил туда на день рождения к своим знакомым. Я был в восторге от местной кухни, от жителей страны, которые были открыты и добры.
Мне еще запомнился поход на местный рынок. Сразу в голове вспомнил, как мама брала меня еще ребенком и водила на базар, а я выбирал какие-то сладости (улыбается).
— Плов, самса… Не самая подходящая еда для футболиста.
— Согласен, но я лишнего веса не привез. Пока ко мне не прилипают килограммы (смеется). Да, плов очень вкусный, но в то же время сытный и жирный. И после такого обеда ты не только ужинать не захочешь, но и завтрак пропустишь. Мясо и овощи тоже рекомендую.
— Сами как к готовке относитесь?
— Не любитель стоять у плиты. В крайнем случае могу приготовить самое простое — омлет, отварить пельмени и макароны. Так что голодным не останусь.
***
— У вас на счету четыре матча за сборную. К 23 годам не маловато?
— Конечно, маловато. Но важно понимать, в каких условия живем, что у сборной нет такого большого количества игр, как было раньше. Плюс прошлый год был тяжелым для меня: травма возвращалась на протяжении долгого времени, в клубе не так все легко и удачно складывалось. Но я буду стараться, чтобы количество матчей за сборную увеличивалось.
— Конкуренция за попадание в сборную выросла?
— Да. Всегда появляются новые игроки. Сейчас есть молодые ребята, тот же Батраков, который здорово играет. Валерий Георгиевич всегда следит за всеми, приглашает тех, кто этого заслуживает.
— На фоне молодежи чувствуете себя дедом?
— Пока нет, в 23 года мне до деда еще ой как долго (смеется).
— Вы поначалу часто брали огонь журналистов на себя, а через какое-то время, когда была череда с травмами, стали избегать СМИ. Так сильно давила на вас эта ситуация?
— Было тяжело. Я понимал, что не мог поехать в сборную из-за того, что тело побаливает, и что время для отдыха приходилось тратить на восстановление. Мысли о скорейшем выздоровлении психологически сказывались.
— Вы же в сборную приезжали вместе с Антоном Зиньковским, но спустя время вам пришлось уехать домой.
— Да. Я говорил с Валерием Георгиевичем, с врачами, и приняли решение, что лучше вернуться в клуб и спокойно восстанавливаться. Зимние сборы я провел индивидуально, весной только начал выходить на поле. И важно было не дергаться и быть полностью готовым к матчам чемпионата.
— И как вам такой подход тренерского штаба сборной, при котором при малейшем дискомфорте футболист покидает расположение команды?
— Мне кажется, что это правильно. У нас сейчас нет официальных матчей, в распоряжении Карпина есть много футболистов, в том числе молодых, которые могут заменить, проявить себя.
***
— Некоторые вспоминают школьные годы со стрессом, у кого-то только позитив. А у вас?
— Было много радостных моментов, были и негативные эпизоды. Но в целом вспоминаю школу как счастливое время. Когда встречаемся с бывшими одноклассниками, постоянно всплывают разные истории. Мне очень повезло с классами, в которых я учился, с ребятами, которые были рядом, и учителями, которые окружали меня.
— Дорога в кабинет директора была проторенной?
— Не-а. Мне вообще повезло: заключительные годы классным учителем у меня был директор, и все вопросы решались на месте (смеется).
— Вы и на футбольном поле выглядите человеком, которого сложно вывести из себя. В школе тоже тихоней были?
— Бывало, если что-то шло не по-моему или несправедливо, я мог стать немного агрессивным, но быстро успокаивал себя. Понимал: с учителями проще решить проблемы на позитивной волне, чем быть чем-то недовольным.
— А Карпин в сборной — это больше учитель или профессор?
— Что-то среднее.
— Наверное, кроме Игоря Денисова и Артема Дзюбы все остальные в восторге от него. Почему футболисты так тянутся к Валерию Георгиевичу?
— Он очень сильный психолог и эрудированный человек, прекрасно понимает нас, потому что сам играл в больших клубах. Ему очень легко найти общий язык с любым человеком, а ты начинаешь смотреть на все ситуации под другим углом.
***
— В плане юмора на какое место поставите тренера?
— Среди всех тренеров он лидер с отрывом!
— Бывало ли, что после шуток и подколов Карпина вам становилось стыдно?
— Нет. Карпин этим и берет, что его шутки не обидные, в них нет никакой злости в отношении футболистов, а сам ты можешь посмеяться вместе со всеми.
— Бревна и деревяшки — самое доброе, что он говорил в адрес игроков?
— (Заразительно смеется).
— А если вы ответите ему, что будет?
— Мы понимаем, что Валерий Георгиевич — главный тренер, и отвечать, если и нужно, то в шуточной манере и куда мягче, чем сказал он. Сам Карпин всегда держит грань между тренером и другом, в том числе из-за этого с ним легко работать.
— Существует ли в сборной система наказаний за лишний вес или другие нарушения?
— Честно, никто про это никогда не говорил. Но все прекрасно осознают, что в сборную ты приезжаешь на неделю и должен отработать этот короткий промежуток времени на максимуме. Уровень ответственности, наверное, даже выше, чем в клубе.
— При заселении на базу вас взвешивают?
— Да. Карпин проверяет жировую массу, вес. С теми, у кого есть проблемы, проводит разговор.
— С вами такие беседы велись?
— Никогда.
— А прибавить вес просил?
— Это уже, скорее, мое личное. С показателями у меня все хорошо, но я понимаю, что если хочу развиваться, играть на топ-уровне, то должен быть мощным и здоровым.
— Тягать железо?
— Не только. Есть целая программа, которая помогает в этом, но из-за генетических особенностей разрастись мышечной массой быстро не получается — аэробные тренировки сразу сгоняют мой вес, убирают килограммы гораздо больше, чем я набираю.
— Сахар в вашем рационе представлен?
— Я его стараюсь не употреблять. Могу съесть десерт, но в очень ограниченных количествах. Стоит что-то сладкое съесть, как чувствуешь: становится тяжелее в тренировочном процессе, коришь себя за съеденное вкусное пирожное (смеется).
— По коле страданий нет?
— Я ее и не пью особо. В лучшем случае пару глотков могу сделать.
— В футбольных академиях любят баловаться колой и чипсами.
— У нас так же было. Живешь вдали от дома, денег особо нет. Хочется что-то перекусить, а все вредное стоит дешевле — приходится покупать. Да и в силу возраста тянуло к нездоровой пище. Но потом перешел в молодежку, пошли взвешивания, замеряли жировую массу. Все понимали, что при изменениях нагрузок питаться нужно по-другому.
— С молодежки начали следить за собой?
— Да-да.
***
— Карпин говорит, что Александр Головин выходит и сразу виден уровень. Действительно ли игра во Франции настолько прокачала его уверенность в себе и скорость принятия решений?
— Да. Даже в тренировках очень заметно, как он обращается с мячом, принимает решения, находит момент для удара по воротам. Все заметно.
— Три звезды этой сборной?
— Пусть будет Тюкавин, Батраков, если мы берем нынешнее выступления, и Баринов.
— Карпин не давит своим авторитетом? Бывает такое, что подходите к нему и коленки трясутся, потому что не знаете, что будет дальше?
— Да уже все понимают, что дальше (смеется). Даже если и напихал, он всегда подскажет, что нужно сделать. Это нормально, в клубах абсолютно у всех так.
— Испанский часто у него проскакивает?
— Да, достаточно. В сборной работает Луис, общаются между собой.
— На вас ругается?
— На нас? Ругается на испанском? Нет-нет, с нами в основном на русском. Стараемся, конечно, не давать повода ругаться (смеется). Но в играх у всех эмоции могут вспыхнуть.
***
— Матвей Сафонов приедет в сборную сразу в Ханой. Может, выберете вечер и послушаете истории про «ПСЖ»?
— Думаю, что точно спросим, может быть, поделится, расскажет в чем отличия, кто там у них в самом порядке.
— Много кто в командном чате попросил привезти футболку?
— Не-а. Особо никто не писал. Думаю, это не самая легкая задача, учитывая, какие там играют звезды и сколько у них футболок просят.
— А если просто клубную привезти?
— Думаю, это можно и в России купить.
— Отдельно по защитникам и опорникам «ПСЖ» спросите? Вам все-таки это ближе.
— Конечно. Интересно узнать, кто выделяется, что они делают и как к ним относятся.
— Что бы вы сами спросили у Матвея?
— Как проходит день, какие нагрузки, про игры. Какие-то мелочи и детали. Все начинается с них, а на поле только дополняется.
***
— Виктор Онопко принимает участие в тренировочном процессе?
— Да, и честно, его уровень виден.
— Многие говорят, что даже если выйдет на поле, то не испортит.
— Точно не испортил бы, даже добавил бы (смеется).
— Хочется равняться на такого человека?
— Конечно. Учитывая его возраст, он показывает такие вещи, такую технику, спокойствие в работе с мячом. Для меня Виктор Савелич пример. Он всегда подсказывает какие-то вещи: как перемещаться тактически, когда сыграть попроще или придумать что-то.
Что касается каких-то житейских советов, то уже все понимают, что сейчас новый век и все относятся к тренировкам и играм профессионально. Все стараются режимить. Есть, конечно, единицы нарушителей, но их правда мало.
— Вы, наверное, уже вышли из возраста молодого игрока, которому все дают советы. Как относитесь к ним сейчас?
— Только за. Люди, которые поиграли больше тебя, видят и понимают гораздо больше. Так же и я могу подойти к молодым и подсказать. Я считаю, что делиться опытом правильно, уровень будет расти. Старшие игроки ответственны за это.
— Можете заглянуть на игру молодежки «Спартака» и подсказать ребятам?
— Конечно. В прошлом сезоне, например, ходил. Проблема немного в том, что часто у нас с ними пересекается календарь, но если есть возможность — хожу.
***
— По мере взросления меняются приоритеты?
— Нет. Мне очень нравился Тони Кроос, он закончил карьеру. У него что-то менялось в игровом плане, но я не переставал его любить. Родри как был, так и остался. Сейчас просто стали больше говорить о нем. Роналду как был идеалом для меня, так и остался. Вот к такому надо стремиться. Человек — максималист, если он говорит, что не закончит карьеру, пока не забьет 1000 голов, вполне так и может сделать.
— Многие говорят, что Родри — лучший игрок и должен получить «Золотой мяч». Согласны?
— Полностью согласен с этим, учитывая его работу на поле без мяча и с мячом. Нереальный уровень! Смотришь на их перестроения на поле и понимаешь, что каждое его движение что-то означает. Одно решение оборвало контратаку, второе еще что-то. Восхищение!
— Стараетесь следить более детально и подмечать что-то для себя лично?
— На чемпионате Европы следил за Испанией и персонально за Родри. Как он работает с мячом, без мяча, за его позиционной игрой. Думаю, что он и получит «Золотой мяч». Проблема в том, что в основном его дают атакующим игрокам. Однако его вклад в победу на ЕВРО и в игру «Манчестер Сити» все должны трезво оценить. Он правда лучший игрок планеты на данный момент.
— Для футбола хорошо, что Месси и Криштиану уехали из Европы?
— Не могу сказать, что хорошо, они же реально были лучшими. Если говорить про последние «Золотые мячи», может и правда, что не особо правильно они их получали. Хотя Месси выиграл чемпионат мира. А если взять их прайм — никаких вопросов. Можно было и других не ставить в рейтинги тех лет, эти легенды все решали между собой.
— Когда российский футболист возьмет «Золотой мяч»?
— М-м-м. Пусть будет лет через семь.
— Вам будет 30 лет. Значит, сможете сказать, кто им будет?
— Ну нет, чтобы не сглазить (улыбается).
— А это вообще реально?
— А почему нет? Нет ничего нереального. Те же Криштиану и Месси тоже в детстве не думали, что станут настолько великими футболистами.
***
— За последние полтора года у вас часто менялась позиция. Опыта набралось, стало легче переключаться между ними?
— Конечно. С возрастом и опытом больше понимания приходит, знаешь, в чем нужно переключиться, куда перейти. Условно, сразу же в голове оцениваешь свои действия, по-другому смотришь на соперника — и побежал.
— Два года назад было тяжело?
— Если меня переводили с одной позиции на другую, а шел недельный цикл, в первые три дня было тяжело перестроиться.
— Тяжело в голове или нервничаете сильнее?
— Вопросы в голове. Ну не побежишь же центральным защитником играть в атаку. Сейчас с опытом, повторюсь, стало легче.
— Сейчас клубный график очень плотный из-за матчей Кубка. У вас еще добавляется сборная. Физически тяжело или привыкаете к такому календарю?
— Привыкаешь, потому что мы люди. Если ты хочешь играть за сборную, защищать честь страны и носить майку — ты должен чем-то жертвовать. Я спокойно уже отношусь к графику, тем более мы уже перестроились на такой режим с матчами Кубка среди недели.
***
— Сборная живет на территории Новогорска, тут множество спортсменов. С кем-то пересекаетесь?
— Конечно, тут рядом ребята-хоккеисты, вероятнее всего, молодежь. Также рядом с нами девочки-гимнастки, совсем маленькие, им лет по восемь. Плюс наша молодежка, общаемся с ними. Например, с Бозовым, вместе же играем в «Спартаке».
— Общаетесь с кем-то из других видов спорта?
— Близко ни с кем. Иногда с ребятами из хоккейного «Спартака»: Голдобиным, Порядиным, Морозовым.
— Порядин в порядке?
— Они все в порядке, если честно. Классный сезон выдали.
— Планируете продолжать ходить на матчи хоккейного «Спартака»?
— Да, как и в прошлом сезоне. Опять же, у нас часто пересекаются календари, но как будет возможность — будем ходить.
— Не было ли желания выйти на коробку против них?
— Если без контактов — шикарно было бы (смеется).
— Обычно бывает, что хоккеисты хорошо играют в футбол, а вот футболисты в хоккей не очень.
— Нет, с этим все нормально. Зимой в Воронеже хожу с ребятами на коробку, играю.
— В атаке играете или в защите?
— Сзади прилететь может, поэтому практически все время стою у чужих ворот.
***
— Представим бытовую ситуацию. Вы идете по улице, слышите жалобное мяуканье — под дождем сидит котенок. Сердце оттает, заберете домой?
— Конечно. Заберу домой, согрею, выношу, найду хозяев. Но такого пока еще не было. Не попадались еще котята под дождем.
— Дома кто у вас живет?
— Девушка (смеется). Поэтому, мне хватает.
— Хотите кого-то завести?
— В квартире — нет. У меня не лежит душа кого-то заводить в квартире. В деревне — да. У нас там собака на улице, коровы, свиньи.
— Кошки или собаки?
— Собаки.
— Может быть, черепашки?
— Нет, они за пальцы кусают (смеется).
— На днях супруга Павла Мамаева родила ему сына, а он ей подарил автомобиль за 30 миллионов.
— Нормально, молодец.
— На что вы готовы?
— Это уже как бюджет позволит.
— Котенка?
— Из-под дождя спасу и подарю (смеется). Ну, нет, правда, все зависит от возможностей. Рождение ребенка — событие знаковое, никто не будет жалеть денег.