Перед домашним матчем Кубка России с «Зенитом» 21-летний воспитанник спартаковской Академии рассказал о своем универсализме на поле и деталях работы с Гильермо Абаскалем.
— Год назад ты полноценно дебютировал за первую команду, а сейчас тебя можно уже смело назвать одним из основных игроков. Как изменился за это время?
— Повзрослел — в первую очередь. Многое поменялось в жизни. Я заиграл на высоком профессиональном уровне, и это то, к чему я стремился всю свою карьеру — в Академии, молодежке, «Спартаке-2».
За этот год я принял участие во многих важных матчах, в том числе в Лиге Европы, а победный финал Кубка России с «Динамо» стал главной игрой в жизни. Думаю, могу занести это время себе в актив.
— В чем ты стал взрослее?
— Если говорить о футболе, то просто стал опытнее и увереннее в себе. И уже не считаю себя молодым игроком. Понимаю, что теперь я полноценная боевая единица и должен постоянно этому статусу соответствовать, отвечать за ошибки.
С уважением отношусь к тому, что меня стали намного чаще узнавать болельщики и просить сделать совместные фото или дать автограф. Я вспоминаю себя времен Академии: тогда для меня было большим событием встретиться с ребятами из основы. Помню это и всегда стараюсь реагировать на такие просьбы с улыбкой.
Что касается жизни вне спорта, то стал больше вовлечен в дела родителей. Стараюсь по максимуму благодарить их за все то, что у меня сейчас есть.
Что еще изменилось? Спустя пару месяцев после того, как стал стабильно тренироваться с основой, перестал жить на базе в Тарасовке. Тяжело постоянно тратить так много времени на дорогу в Тушино. Особенно перед утренними занятиями: выходил на поле уже не совсем свежим. Теперь живу неподалеку и добираюсь до стадиона за десять минут.
— Что почувствовал, когда за пару дней до финала Кубка команда заселилась в Тарасовку?
— Ностальгию, ведь это для меня родные стены. Прожил там несколько лет, все люди давно свои — уборщицы, повара, охранники. И очень рад был туда вернуться. Тарасовка ценна тем, что дарит ощущение спокойствия и умиротворения. Можно пройтись после тренировки до магазина на станции — никакого шума машин, частные домики, мало людей. Словно оказываюсь в деревне, где провел почти все детство.
— Позади уже треть сезона. Что можешь сказать о работе с тренерским штабом Абаскаля?
— Эмоции только положительные. Главный тренер нашел подход к каждому игроку в команде, а ведь все абсолютно разные. Для меня чрезвычайно важно, чтобы в коллективе была приятная атмосфера, где все друг за друга. Гильермо смог этого добиться: сейчас мы одна семья. И, конечно же, тренер — ее важная часть. Он наравне с футболистами в плане общения, ведь мы — единое целое. Думаю, тут роль сыграли и возраст Абаскаля, и опыт работы с молодыми ребятами. Тренер не выделяет кого-то из команды, а уделяет время каждому.
— До «Факела» и «Локо» мы провели несколько неудачных матчей. Какая реакция была внутри?
— Проигрывать всегда неприятно. Тем более — когда это происходит в матчах с принципиальными соперниками и влияет еще и на турнирную таблицу.
Главный посыл тренера в такие моменты: из каждого поражения мы должны вынести свои уроки. Гильермо постоянно подбадривает команду и обращает внимание на то, что впереди еще много игр. Проигрыши случаются, важно не останавливаться и продолжать прогрессировать.
К тому же у нас случилась череда травм. А это определенный «звоночек» для коллектива, который означает, что нужно сплотиться еще больше. Те, кто на время выбыл из игрового и тренировочного процессов, все равно должны оставаться на связи. Один раз Абаскаль зашел в кабинет физиотерапии, где восстанавливались ребята с повреждениями, и сказал, что важно поддерживать команду, особенно во время матчей.
— Каково начинать новый путь в Кубке, когда являешься его обладателем?
— Когда ты последний чемпион этого турнира, чувства другие. Но не могу сказать, что есть какие-то кардинальные изменения, особенно с учетом нового регламента. Теперь все играют в группах, из которых могут выйти даже с третьего места. Думаю, когда начнутся матчи «на вылет», накал увеличится, ведь одна ошибка может изменить все. Мне кажется, старый регламент Кубка был интереснее со спортивной точки зрения. Да и каждый сезон появлялись разные команды-сенсации из других лиг, которые добирались до высоких стадий и удивляли всех. Сейчас с этим будет сложнее.
— Эпизод из финала Кубка против «Динамо», который будет вспоминаться еще очень долго, — это тот самый пенальти на последних минутах. Часто о нем думаешь?
— Бывало, особенно во время отпуска сразу после окончания прошлого сезона. Но сколько раз я ни пересматривал этот момент, мнение не менялось: думаю, нарушения все же не было. Как можно выпрыгнуть вверх, не отведя при этом локоть? «Солдатиком»? Но это футбол, судьи тоже ошибаются. Слава богу, что все хорошо закончилось! С самим Евгеньевым я эпизод не обсуждал. После свистка мне было не до разговоров, мы отмечали победу.
— Впереди кубковый матч с «Зенитом». Новый шанс прервать неудачную серию с питерцами.
— Не хочу говорить громких слов о том, что матчи с «Зенитом» для нас — самые главные. Мы должны настраиваться максимально серьезно на все игры. Сделаем так и в этот раз. И, конечно, постараемся достойно ответить на два поражения в этом сезоне.
— Для тебя последняя встреча с «Зенитом» получилась особенно неприятной из-за травмы голеностопа.
— Получилось так, что после приземления я стал смотреть на мяч — в другую сторону, оступился и подвернул ногу. Боль была очень сильная, и сначала подумал, что вообще порвал связки. После МРТ врачи сказали, что мне повезло. Самые опасные и тяжелые травмы обычно так и происходят — на ровном месте.
Сначала говорили, что на лечение уйдет недели три, и вначале мне казалось, что так и получится. А потом стал усердно восстанавливаться, по полдня проводил на базе с физиотерапевтом. И в итоге успел подготовиться уже к «Локомотиву». Очень благодарен нашему медицинскому штабу: мне оказали полную поддержку и проявили заботу. Легкий дискомфорт иногда еще возникает, но при такой травме это нормально.
— Мозесу и Мартинсу повезло меньше: их травмы оказались серьезнее.
— К сожалению, да. Мы всегда на связи с ребятами, общаемся по видео и желаем им побыстрее вернуться.
— Валерий Карпин сообщил, что вызвал бы тебя в сборную России на матч против Киргизии, не получи ты недавно травму. Получается, ты и до главной команды страны успел дорасти.
— Было приятно об этом узнать. В этот раз не получилось, так что буду с нетерпением ждать нового шанса. Что бы ни происходило, всегда буду готов сыграть за свою страну. В то же время я понимаю, что работы у меня впереди еще непочатый край.
— Уже скоро пройдет чемпионат мира. За кого будешь переживать?
— Есть сразу несколько команд, в составах которых собраны одни звезды из топ-клубов. Наблюдать за ними будет очень интересно. Фавориты, на мой взгляд, Бразилия и Испания. У бразильцев состав просто сумасшедший. Там такая скамейка, что даже не представляю, как тренер определяет, кого оставить в запасе. За них, наверное, и буду болеть.
— Не секрет, что ты давно симпатизируешь «Реалу». Чьи еще матчи смотришь?
— Слежу за «Марселем», смотрю обзоры. Там ведь теперь играет Жиго. Жаль, в Лиге чемпионов у него пока не очень складывается.
— Во многих матчах ты действуешь в паре с Джикией как раз на месте Самуэля. Что-то перенял у него?
— Когда я только появился в первой команде, Жиго сразу стал для меня примером. Это опытный игрок, который всегда впечатлял лидерскими качествами и умением брать на себя ответственность даже в самые сложные моменты, вести за собой. Вот к этому нужно стремиться.
— Представляешь себя кричащим «Ауф!»?
— Нет, это пусть останется фишкой Самуэля. С нами остались другие лидеры — Джикия, Промес. Что касается в хорошем смысле безумства, которым отличался Жиго, то пока никто его наследником не стал. Хотя без него просто не было еще по-настоящему больших побед. Может, и я себя проявлю, когда придет момент!
— В отличие от Жиго, ты получаешь мало желтых карточек. В этом сезоне — всего одну.
— Думаю, это просто дело случая. Иногда ведь его фолы на желтую бывали оправданными, а уже после первой карточки Сэм вел себя более сдержанно.
— Пожалуй, в нынешней команде ты чаще всех меняешь позиции: то действуешь в центре обороны, то в опорной зоне. Кем все-таки себя считаешь?
— Уже вообще не задумываюсь об этом. Я в одинаковой степени и защитник, и полузащитник. И мне без разницы, где именно приносить пользу команде. Хоть в нападении. Главное, чтобы она побеждала. На тренировках тоже действую в разных линиях примерно по пятьдесят процентов времени. Только непосредственно ближе к матчу понимаю, где меня планируют использовать. С тренером мы обсуждали это на сборах в Тарасовке, поэтому по ходу сезона вопросов не возникает.
— Насколько комфортно так часто менять роль?
— Я все равно остаюсь в центральной зоне. Конечно, в опорке требуется больше движения и перемещений, подключений к атакам. Но я к таким переменам привык.
— В этом сезоне «Спартак» вернулся к схеме с двумя центральными защитниками. Как изменились твои функции по сравнению с прежней расстановкой с центральной тройкой?
— Когда в центре обороны три игрока, то крайние из них более мобильны, чаще могут подключаться вперед, доходить вплоть до чужой штрафной. При игре в два центральных нужно быть значительно осторожнее.
— Ярким для тебя событием стал матч в родном Воронеже против «Факела». Поделись впечатлениями.
— Впервые я играл в Воронеже за «Спартак-2», и даже тот матч получился незабываемым, потому что на трибунах были все родственники. А теперь тем более: «Факел» спустя много лет вернулся в высший дивизион, болельщиков собралось намного больше. Последний раз такой ажиотаж в городе был, когда Россия принимала там Бельгию. Я тогда был совсем маленький, но все помню как сейчас. Очень рад, что «Факел» в РПЛ, потому что люди в Воронеже реально фанатеют от футбола. Сейчас мало в каких городах царит такая классная атмосфера.
— Достать билеты для родных и друзей было тяжело?
— Еще как. Для «Спартака» квота была совсем небольшая. Пришлось просить знакомых, покупать через перекупщиков втридорога. В общей сложности набрал 10 или 11 билетов. Спасибо Джикии, Соболеву и Рассказову, которые отнеслись с пониманием и отдали свои. В этом плане хорошо, что «Факел» достался нам и в Кубке. Перед вторым матчем в Воронеже займусь билетами заранее. Уже попросил нашего администратора, чтобы он запросил квоту побольше.
— Символично, что ты получил в Воронеже приз лучшему игроку матча.
— Да, было очень приятно. Правда, команда отреагировала на это с юмором. Устроили овации в раздевалке, а потом шутили, что я как местный со всеми договорился.