Легендарный тренер «Спартака» и сборной России традиционно отвечает на вопросы читателей «СЭ».
Разговоры о сговоре Юрана с «Ростовом» — бред с похмелья!
Борис Трунов: — Олег Иванович, уход из «Спартака» Леонида Федуна вы назвали преждевременным. Это говорит об опасениях, что клубу придется столкнуться с новыми трудностями?
— Я сказал это прежде всего потому, что Леонид Арнольдович решился на такой шаг в момент, когда команда встает на ноги, возвращает тот наш характер и игру, которые помогали побеждать и делать болельщиков счастливыми. В этом немалая заслуга и президента клуба. Что и вызвало удивление. Теперь, когда все расставлено по местам, хочу поблагодарить его за все сделанное для «Спартака» — красавец-стадион, прекрасную академию имени Федора Черенкова, за терпение и веру. И, желая ему всего лучшего, все-таки не могу еще раз не сказать: «Эх, не вовремя!»
Валерий Гущин: — Одна из активно обсуждаемых тем августа — расставание «Химок» с Сергеем Юраном, которому вы предрекали удачный сезон. Вы верите, что отставка вызвана неспортивными причинами — якобы имевшей место попыткой организовать договорной матч с «Ростовом» или нежеланием ставить в состав сына главного инвестора клуба?
— Подобные разговоры всегда считал дешевыми сплетнями похмельных мужиков. Потому никогда их не обсуждал и обсуждать не собираюсь. Хотя сталкиваться с подобной гадостью приходилось. В 2002 году в одной газете появился материал, где какой-то тщеславный идиот пытался доказать, что сборная России сыграла в «Лужниках» договорную ничью с Югославией. Ни в одной моей команде не было ни единого футболиста, способного на такую подлость. Вот почему, хорошо зная Юрана, заявляю — ни на какие сговоры он никогда не шел и не пойдет.
Что касается версии с сыном спонсора, то я не встречал тренера, который бы в ущерб себе и команде лишал ее талантливого игрока. Существует неписаный закон — место в составе получают только те, кто его заслужил. И это решает только тренер. Причина разрыва с Юраном известна только авторам этой идеи. И, возможно, не очень понятна даже самому Сергею — такое бывает. А дальше, как говорится, поживем-увидим.
Виктор Жуков: — То, что «Урал» сменил Игоря Шалимова на Виктора Гончаренко, стало для вас неожиданностью?
— Мне кажется, нынешний «Урал» не располагает достаточным количеством игроков, с которыми клуб мог бы избежать такого старта. Тренер не волшебник. И без крепких футболистов, команду не выстроить. Потому я бы не стал утверждать, что все беды уральцев замыкаются на одном Шалимове, от которого все проблемы перешли к Гончаренко. Но тренерская смена в «Урале» по всем футбольным законам была ожидаемой: проиграл несколько матчей подряд — уступи место коллеге.
Как и история с уходом из «Торпедо» Александра Бородюка. Она из той же оперы: нет кадровых ресурсов — нет результатов. Странно, почему об этом не думало, готовясь к сезону, руководство клуба. Зачем тогда было рваться в премьер-лигу? Или оно рассчитывало, что ситуацию спасут такие проверенные бойцы, как Рязанцев и Лебеденко, которым на двоих уже больше семидесяти лет? Возможно, еще начальники надеялись на мудрость и опыт Бородюка. Но ведь то, что тренер не волшебник, я уже говорил.
Возвращению Семина в «Локомотив» буду рад не я один!
Егор Тверитин: — Перед началом чемпионата приходилось слышать, что «Локомотив» готов бросить вызов «Зениту». А после провального старта железнодорожников уже заговорили об их кризисе. Это как-то связано с появлением в клубе немецких менеджеров, доверивших команду абсолютно безвестным тренерам?
— Думаю, Егор, что вы сами и ответили на свой вопрос. Признаюсь, я не интересуюсь делами «Локомотива». Но то, что удалось увидеть, нисколько не удивляет. Да, есть несколько способных молодых игроков, которые вполне могли бы выступать в клубах классом повыше. Но в целом расчет на авось. А ведь в клуб вкладываются большие деньги. Выходит, все упирается в те причины, которые вы назвали.
Варвара Рогова: — Насколько реально возвращение в «Локомотив» Юрия Семина?
— Мы общаемся с Юрием Павловичем. И я вижу, что он по-прежнему полон энергии, творческих идей, в курсе всего происходящего в футболе. Тренеры с годами не стареют, а становятся мудрее. И возраст в нашей профессии определятся только результатами. Так что возвращению Семина буду очень рад. И не я один. Спросите у болельщиков.
Денис Жаров: — Сейчас болельщики «Локомотива» со стажем все чаще вспоминают времена, когда его президентом был Валерий Филатов. В свое время вы тоже занимали эту должность в «Спартаке». Что здесь главное — умение добывать деньги?
— Президентский пост я занимал чисто формально — время заставляло. А главной была тренерская работа. Филатов же отдавал клубу все силы. Что, конечно же, сказывалось на игре и результатах команды. А это получается, только когда интересы президента и тренера полностью совпадают. Я понял это в «Спартаке», когда работал с великим Старостиным. Такое же единодушие было и у Евгения Гинера с Валерием Газзаевым в лучшие времена цска. И в идеале президент должен уметь избавлять тренера от тех проблем, которые мешают тому жить только футболом. Филатов был из таких.
Максим Тураев: — Есть мнение, что после разгромных поражений «Локомотива» от «Краснодара» и Зенита" следовало дать паузу молодому голкиперу Даниилу Худякову и вернуть в состав опытного Гильерме. А как обычно поступали в таких случаях вы?
— Все зависело от степени вины вратаря в пропущенных голах. В истории с Александром Филимоновым я после матча с Украиной старался показать, что подобный несчастный случай может случиться с любым вратарем. Если бы поддался эмоциям, то мы Сашку наверняка бы потеряли. А ведь он тот отборочный цикл провел блестяще. Вспомните победу над французами! Или другой поворот темы. В 1978 году, когда «Спартак» вернулся в высшую лигу, мы на старте стали пропускать в каждом матче. И Бесков решил дать отдохнуть Александру Прохорову, который был тогда капитаном. И в Луганске с «Зарей» поставил в ворота необстрелянного Рината Дасаева. Тот сыграл на ноль. Так состоялось рождение будущей звезды. И как угадал с этим великий Бесков — загадка по сей день. Вот что значит тренер великой мудрости и чутья! Если честно, то в подготовке вратарей я не был силен. И больше полагался на интуицию и советы моего помощника Юрия Дарвина.
Поражение «Спартака» от «Динамо» — не то, после которых стоит рвать рубаху
Евгений Лазарев: — В матче с цска главный тренер «Зенита» Сергей Семак угадал с заменами, выпустив бразильца Густаво Мантуана, гол которого решил исход встречи. После чего Семака стали называть королем замен. Умение тренера вовремя выпустить нужного игрока приходит с опытом или это божий дар? И какую из сделанных вами замен вы считаете самой удачной?
— Опыт или божий дар? Скорее и то и другое. А то, что у Семака получается с заменами, говорит еще и об отношении к нему футболистов. Ведь обычно резервисты в команде — народ обидчивый, недовольный. И уж коль они, выходя на замену, бьются, выручают команду, то значит, верят тренеру и уважают его. А это дорогого стоит!
Если вспомнить мою самую удачную замену, то это решение в матче с французами в 1999-м в концовке второго тайма вместо Тихонова выпустить Цымбаларя. Почему? Чувствовал — хозяева проседают, нужна вспышка и они могут дрогнуть. А потому, выпуская на поле, крикнул ему: «Илюша! Их нужно поджать в атаке! Я знаю — ты сможешь, сынок!» И какой чудо-гол он сотворил! Светлая память...
Алексей Долгов: — Вы согласны с Семаком, заявившим, что в советские времена молодым было еще сложнее, чем сейчас, пробиться в состав — слишком велика была конкуренция? А ведь в ту пору не было легионеров, которые, как говорят, мешают раскрываться нашей молодежи.
— Абсолютно согласен с Сергеем. Советский футбол был россыпью талантов. И если бы не железный занавес, многие бы из них сверкали в лучших мировых клубах. Так что обходились без легионеров, хотя молодым дарованиям приходилось буквально драться за место в составе, доказывая, что они сильнее. Это уже с наступлением перестройки, когда стали разрешать уезжать за рубеж, на наших ребят пошел сумасшедший спрос. И они были на ведущих ролях в чемпионатах Англии и Италии, Португалии и Испании, Голландии и Германии. Становились там чемпионами, а Димка Аленичев с «Порту» и вовсе выиграл Лигу чемпионов. А сейчас у нас за кордоном шаром покати — Головин с Миранчуком, да еще несколько ребят в Турции, где теперь обосновался и Дзюба, которому я желаю удачи.
Герман Туманов: — После поражения от «Динамо» у спартаковских фанатов поубавилось оптимизма. Такое настроение — реакция на то, что «Спартак» уступил вечному противнику?
— К сожалению, мне дерби с «Динамо» посмотреть не удалось — с ветеранами был в Черкесске. Но по обзорам видел, что «Спартак» выглядел неплохо. И если бы не сорил моментами да Умяров не подарил сопернику гол, то все могло бы закончиться без грусти. И хотя достойных поражений не бывает, это — не из тех, после которого надо рвать на груди рубаху. Ни нашим болельщикам, ни футболистам. Такие поражения — урок на будущее.
Сергей Говоров: — Как вы относитесь к разговорам про обернувшуюся голом ошибку Умярова — мол, это все карма за финал Кубка? Верите ли в такие приметы?
— Верю. Потому что убедился — футбол нетерпим к тем, кто преступает его законы, один из которых гласит — побеждай только игрой. Всего остального он не приемлет. К сожалению, у нас расцвел целый букет таких «хитростей». Игроки стали картинно падать, симулируя травмы и провоцируя судью на удаление обидчика, открыто тянут время, ловят момент, чтобы наступить сопернику на ногу либо ткнуть локтем в лицо. А потом рассказывают, что победа, добытая любой ценой, — тоже победа. Мне кажется, эта новая гадкая философия пришла к нам вместе с легионерами. И, к сожалению, прижилась.
Андрей Крутов: — Несмотря на поражение от «Зенита», цска все еще называют главным конкурентом питерцев в борьбе за титул. А что вы об этом думаете?
— Я уже говорил, что приход Владимира Федотова всколыхнул армейцев. Вспомните, как о них говорили в межсезонье, когда не было ни игры, ни результата. Но после старта чемпионата стало ясно — пришел тренер, который умеет держать удар и строить отношения с футболистами. Думаю, свою роль здесь сыграло и то, что он пришел в клуб Евгения Гинера, всегда очень бережно относившегося к людям нашей профессии. Я уже говорил, насколько важно для общего дела взаимное доверие президента и тренера. Похоже, что здесь тот самый случай. И еще один очень важный момент. Понеся серьезные потери в составе, цска в очередной раз провел очень качественную селекцию. Серб Гайич и бразилец Мойзес уже вписались в новую команду и доказали, что нужны ей. А колумбиец Карраскаль уже даже заработал право стать в ней лидером.
Борис Тумаев: — На ваш взгляд, насколько игровая карьера и заработанный в ней авторитет важны в тренерском деле?
— Я бы сказал, что они желательны. Особенно в период становления молодого тренера. Помнится, когда Николай Петрович Старостин убеждал меня заняться тренерским делом, то говорил: «Пойми, Олег, ты ведь сам был игроком. Значит, сможешь не только объяснить, как и что нужно делать ребятам на поле, но еще и показать это». Я потом частенько вспоминал его слова. Сам принимал участие в тренировках, бегал с ними в «квадрате», играл в спаррингах. Это помогало почувствовать футболистов, то, как они выполняют задания, ощутить их готовность. И в те времена, когда я начинал играть, с командами работали те, чьи имена в футболе были на слуху — такая была традиция. Сейчас многое поменялось. К примеру, один из самых титулованных тренеров в Европе Жозе Моуринью в профессию пришел после того, как поработал переводчиком у знаменитого Бобби Робсона. И каких только побед его команды не добивались.
P. S. Еще раз спасибо, что не забываете. Возможно, я сказал не все, что вам хотелось услышать. Но по-другому не могу — не умею. А болельщикам моего клуба напомню: любите «Спартак» в себе, а не себя в «Спартаке»!
По-прежнему ваш, Олег Романцев.