— Никита Павлович, 95 лет — каково отмечать такой юбилей?
— Нормально! Слава Богу, что при мне память. Вот только есть проблемы со зрением: смотрю футбол на большом экране, но все равно сажусь близко к телевизору. Впрочем, общие контуры вижу, оценить игру могу.
Конечно, меня поддерживает работа. Я себя без нее не мыслю. Не просто приезжаю в офис РФС каждый день, чтобы посидеть в кабинете. У меня много задач. Я председатель технического комитета, который оценивает подготовку и выступление всех сборных команд. Занимаюсь лицензированием тренеров высшей категории, делами комитета ветеранов футбола. А еще я президент клуба «Кожаный мяч», который проводит всероссийские соревнования юных футболистов. География — от Сахалина до Калининграда.
— В чем секрет вашей удивительной энергии?
— Наверное, это гены. Есть хороший анекдот на эту тему. В абхазское село приехала группа ученых, изучает вопросы долголетия. Спрашивают у 102-летнего старика, какой он вел образ жизни. Дед отвечает, что не пил, не курил, с женщинами не гулял и так далее. Ученые все тщательно записывают. Вдруг из соседней комнаты шум, гам, крики, тарелки бьются. Гости удивленно спрашивают: «Что там такое?» А старик отвечает: «Да это старший брат. Опять напился, сволочь, и дебоширит». Так что все индивидуально. Я, например, не курил, но если скажу, что совсем не пил, это будет неправда. И сейчас по случаю дня рождения могу себе сто граммов позволить. Почему нет?
— Мы общаемся в музее «Спартака», которому недавно вы передали на вечное хранение свои многочисленные награды. Что значит для вас красно-белый клуб?
— «Спартак» — мой родной дом, я всегда был ему верен. Ведь были ситуации, когда меня настойчиво звали в другие клубы. Например, пришлось отказывать лично директору ЗИЛа, чтобы оказаться в «Спартаке», а не в «Торпедо». А позже говорить в лицо Василию Сталину, что не хочу играть за его ВВС.
— Вы забили за красно-белых 160 голов. Это рекорд клуба. За счет чего вам удавалось так часто огорчать соперников?
— В игровых эпизодах у чужих ворот я чувствовал дьявольскую уверенность. Легендарный журналист Лев Иванович Филатов метко написал обо мне: «Он бил не часто, но забивал чаще других». Это правда: я наносил удар только тогда, когда мяч был подготовлен. Видимо, природа одарила этим чутьем. Конечно, бывало, что мяч шел мимо, но вот чтобы выше ворот — по-моему, такого не было никогда.
— «Спартак» полюбился болельщикам благодаря своему яркому комбинационному стилю. И вы были одним из тех, кто его формировал.
— Истинным зачинателем спартаковского стиля я считаю Николая Тимофеевича Дементьева. А продолжателем философии контроля мяча, игры в короткий и средний пас стал Игорь Александрович Нетто. Почему он так играл? Потому что не особо владел дальним ударом, а как человек очень самолюбивый не хотел допускать ошибок. И других за длинные пасы тоже ругал: «Что за деревенский футбол?!» Нетто был настоящим вожаком. Уникальный капитан.
— При этом вам довелось не только играть с Нетто, но и тренировать его.
— 59-й год. Мы отправились в турне по Южной Америке. Играли в Колумбии против клуба «Санта-Фе». Победили, по-моему, 6:3, а я провел один из лучших матчей. Но тут же заявил Николаю Петровичу Старостину, что решил завершить карьеру. Мне тогда было 33. Когда в ответ он предложил стать старшим тренером, я ошалел. Вчера я играл с этими ребятами, как буду ими руководить? Но в ответ была брошена одна фраза, которую я запомнил на всю жизнь: «Поможем». А свое слово Николай Петрович всегда держал.
— Вы продолжаете активно следить за футболом. Что можете посоветовать сегодняшним игрокам?
— Совет у меня один: любить его величество футбол и мяч. Ведь без техники владения мячом и футбольного интеллекта ничего не добиться. Плюс должна быть отменная физическая подготовка. В ней мы имели превосходство перед западными противниками, но сейчас стало наоборот. Я не знаю причин. Но мы уделяли функциональной подготовке действительно много времени. Побегут ли сейчас легионеры кроссы, как это делали мы? Сомневаюсь.
Помню, когда работал в штабе сборной, мы проводили сбор в Коверчано, на базе сборной Италии. Известный руководитель «Фиорентины» Итало Аллоди наблюдал за нашими трехразовыми тренировками, а потом подошел ко мне и сказал: «Знаете, как поступили бы с вами итальянские игроки? Они бы поставили ультиматум: либо вы, либо они. Потому что такие нагрузки наши футболисты не выдерживают».
— Вы были начальником сборной СССР, когда ей руководил Валерий Лобановский; у его команд с «физикой» тоже всегда был порядок.
— С Валерием Васильевичем мы вместе работали в сборной восемь лет, у нас были очень уважительные отношения. Как-то на сборе в Новогорске вижу, что команда «подсела». Говорю это помощникам Лобановского. Они соглашаются, но просят: «Он ведь нас не послушает. Можете с ним поговорить?» Захожу, Валерий Васильевич стоит лицом к окну и, не поворачиваясь, говорит: «Я знаю, зачем вы зашли. Хотите сказать, что нужно снизить нагрузки. Но неужели вы не понимаете, что только на базе высокой атлетической, а вместе с ней и волевой подготовки мы можем добиваться успеха?» Время показало, что Лобановский был прав.
— Но согласитесь: нам и сегодня есть чему порадоваться. Недавно «Спартак» одержал знаковую победу в Неаполе.
— Не согласен с тем, кто говорит, что нам удалось победить только благодаря удалению у «Наполи». «Спартак» переиграл соперника! Главное, чтобы это не осталось эпизодом — и команда продолжила показывать такой футбол.
— 16 октября «Спартак» ждет дерби с «Динамо». Что бы вы сказали команде перед выходом на поле?
— То же, что обычно говорил наш патриарх Николай Петрович Старостин: «Если каждый сегодня отдаст всего себя игре, но команда потерпит неудачу, народ поймет. А вот равнодушия болельщики не простят никогда!»