Полузащитник красно-белых не пропустил в этом сезоне ни одного матча в РПЛ, а в прошлом туре с «Ростовом» стал автором победного гола. В интервью пресс-службе перед домашней игрой с «Краснодаром» Наиль рассказал о том, как меняется «Спартак» при Деяне Станковиче.
— Чего ждешь от матча с «быками», которые идут на первом месте? Встретиться с ними сразу после паузы на сборные — это плюс или минус?
— Календарь мы не выбираем, поэтому нужно просто принять это как данность. «Краснодар» набрал ход, выиграл в чемпионате восемь матчей подряд. И по делу лидирует. Но ведь в концовке прошлого сезона мы обыграли этого соперника дома. Настраиваемся повторить.
— Чем особенно опасен «Краснодар»?
— Во-первых, там собраны индивидуально очень сильные футболисты. Тот же Кордоба или же Сперцян — игра строится за счет них. К тому же в этом сезоне «Краснодар» достаточно организованно действует в обороне. Нас ждет тяжелый матч.
— Тебе как опорнику придется особенно часто противостоять креативным игрокам соперника.
— Да. Но мне интересно играть против сильных футболистов.
— Кордоба входит в твой Топ-3 самых неудобных оппонентов?
— В тройку я точно включу Вендела. Пожалуй, это самый топовый игрок нашей лиги на сегодня. А дальше как раз Сперцян и Кордоба. Но это, конечно, если не брать игроков «Спартака».
— В прошедшем туре ты забил важный мяч «Ростову». Для соперника его можно назвать курьезным, но для нас — по-настоящему трудовым.
— Сработал наш прессинг. В начале матча он у нас не совсем получался, и «Ростов» дважды успешно из-под него выходил. Причем так же — через вратаря на опорного, потом во фланг. И получилось, что я прочитал момент за доли секунды, поверил, что успею. Побежал, бросился в подкат. С одной стороны, повезло. С другой — наверное, вернулось за работу, которую проделал в том эпизоде.
— После матча Николсон рассказал, что заранее призывал тебя караулить именно такую ситуацию.
— Мы в любом случае при разборе соперника и на предыгровой тренировке моделируем и прессинг, и выход из обороны. На тренировках получалось. И здорово, что получилось в матче.
Шамар не то чтобы подсказал. Получилось так, что мы немножко поменяли прессинг, и он был тем игроком, через которого мы это сделали. Мартинс начал выдвигаться на одного центрального защитника, а Николсон играл по второму. И он просто призывал прессинговать пожестче, понастырнее.
— Кстати, «Ростов» поменял схему под игру со «Спартаком».
— Да, мы готовились к другому, и во время матча приходилось быстро принимать новые решения. Поэтому, наверное, изначально прессинговали не так успешно. Но потом немножко перестроились.
— Ты забил впервые за год…
— Конечно, хотелось бы чаще. Но в этом сезоне у меня не так много моментов. В основном дальние удары. Надо бить чаще и точнее. И тренер тоже этого просит. Поэтому стараюсь уделять этому много внимания.
— После твоего гола началось время Николсона: он сделал дубль, еще два его мяча не засчитали. Для многих его полноценное возвращение в основу стало сюрпризом.
— Не для нас. После возвращения из аренды он постоянно тренировался с командой. И такая его игра была вопросом времени.
— Тренер на одной из пресс-конференций сравнил тебя с компьютером, который прекрасно читает игру.
— Видел эти слова, но даже не знаю, как их прокомментировать.
— Тогда давай попробуем детализировать твой прогресс. Опорник — это игрок, который должен быть хорош и физически, и технически, и тактически. В чем из этого ты особенно прибавил в последнее время?
— Здесь нет одного аспекта, все идет в комплексе. Физическая, ментальная подготовленность. Банально становится больше уверенности, когда ты качественно проводишь несколько матчей подряд. И сейчас как раз получился отрезок, когда я прямо много играл. Давно такого не было. Мешали то травмы, то дисквалификации, то еще что-то.
Наверное, в этой стабильной практике и кроется залог успеха. Потому что никаких особенных книг по психологии не читал, персонального тренера по физподготовке не нанимал.
— В этом сезоне у тебя отличная статистика: высокий процент точных передач, ты третий в команде по отборам. Согласен, что сейчас твой лучший период за почти шесть лет в клубе? Может, этому помогает нынешний стиль нашей игры?
— Было много хороших отрезков. Повторю: главное — стабильность. И сейчас она есть. Если показатели хорошие, значит, и манера игры подходит. Что именно изменилось при Станковиче? Ну, наверное, главный аспект — это тот самый прессинг. Высокий и интенсивный на протяжении всего матча. Важно выдерживать этот темп.
— В первом туре в Оренбурге эта тактика не сработала, проблемы начались с первых секунд.
— Мы уже не первый раз неудачно сыграли в Оренбурге. Но после этого матча продолжили гнуть свою линию, и результаты наладились. В каком-то смысле такой старт стал дня нас холодным душем, который хорошо подействовал на команду.
— И после этого мы не проигрывали в чемпионате вплоть до дерби с «Локомотивом». Это единственный матч в РПЛ, в котором ты не вышел с первых минут.
— Предыгровую неделю я пропустил из-за проблем со спиной, которые появились после дерби с «Динамо». Ничего серьезного, но при такой травме не получается полноценно тренироваться. В итоге провел только одно занятие накануне встречи с «Локо». И вышел на замену после перерыва.
— Мы к тому моменту уже проигрывали 1:2. Что пошло не так?
— Игра не получилась с самого начала. Опять пропустили быстрый гол. Да, отыгрались, но «Локомотив» объективно создавал больше моментов. В итоге это сказалось. Мы в трех матчах подряд позволяли соперникам быстро выйти вперед. Потом много думали об этом, обсуждали. Неприятная тенденция, но здорово, что и с «Динамо», и с «Локо» быстро сравнивали счет. То есть никакой паники не было: наоборот, включались на максимум. Но лучше это делать с первых секунд.
— Кого можно назвать твоим прямым конкурентом по позиции на текущий момент?
— Пруцева, Литвинова. Изначально на этом месте на сборах действовал Мартинс. Конкуренция в центре у нас в любом случае большая. Конечно, я рад, что на данный момент тренер доверяет место в старте мне. Я привык к роли единственного опорника при двух «восьмерках», которые иногда даже вдвоем убегают вперед. Для схемы 4-3-3 это нормальная ситуация. Помимо меня, еще есть крайние защитники, которые всегда готовы подстраховать в центре.
— Важнейшим игроком «Спартака» в плане построения игры стал Барко. Ты как опорник взаимодействуешь с ним особенно часто.
— Эсекьель появился как раз после «Оренбурга» и сразу забил со штрафного красивый гол «Химкам», который был нам очень нужен. Думаю, все видят, что Барко — по-настоящему классный игрок. Оценили это и соперники, которые действуют против него жестковато. Но думаю, что он к этому готов. Хочется пожелать Эсекьелю как можно больше голов и результативных передач. А мы поможем.
— На тренировках против него приходится тяжело?
— Максимально. Очень неудобный оппонент.
— В этом сезоне раскрылся Угальде. Появление Барко ему помогло?
— Думаю, это один из факторов. Но Манфреду в большей степени просто нужен был гол, который придал ему уверенности, помог расслабиться. Мы с самого начала видели, какой это классный футболист. Теперь адаптация точно позади, и Угальде — один из лучших бомбардиров нашей команды и лиги в целом.
— А что скажешь об адаптации Виллиана Жозе?
— Прекрасно знал его и раньше, смотрел много матчей испанской Ла Лиги с его участием. Гол со штрафного «Динамо» получился не таким эстетским, как у Барко, зато очень эмоциональным и важным. Уверен, Виллиан принесет нам много пользы.
— Еще один яркий матч этого сезона — ничья в Санкт-Петербурге. Ты был признан лучшим игроком встречи. С каким настроением возвращался тогда в Москву?
— Двоякое было ощущение. Хорошо, что показали качественную игру, но результат нас не удовлетворил. Хотелось победить.
— Многие из бывших спартаковцев остались с клубом в добрых отношениях. Например, Мозес, который в прощальном интервью завещал свое место в раздевалке именно тебе.
— Спасибо, но там не особо удобное место, так что я им не воспользовался. Виктор — классный. Мы общались очень много. Понятное дело, что не с самого начала, потому что первый год он вообще ни с кем толком не разговаривал, не коммуницировал. Я его потом спрашивал, почему так. Он ответил, что присматривался.
С Мозесом было интересно. Невероятно крутой английский. Сначала я был как первоклассник, но все равно стремился побольше с ним говорить. А он меня постоянно подстегивал, исправлял ошибки: тут глагол не в той форме, тут предлог другой. Прямо как репетитор.
— О чем вы общались?
— С ним можно было спокойно обсудить вообще все на свете. И футбол, и жизнь, какие-то личные дела. Например, уже после его ухода мы переписывались, и Виктор делился планами на будущее. Говорил, что было несколько вариантов, но в итоге выбрал «Лутон», чтобы быть поближе к дому.
— С кем из игроков проводишь сейчас свободное время?
— Я больше семейный человек. Тем более сейчас, когда стал папой.
— Как изменилась твоя жизнь после рождения дочки?
— Долгожданное событие, которое осчастливило всю нашу семью. Сплю прекрасно. Тьфу-тьфу-тьфу. Пока в плане сна все идеально.
— Почему ты забросил свой «телеграм»-канал?
— Когда у меня забеременела супруга, захотелось оградить себя от внешнего мира. Было совсем не до соцсетей. Хотелось уделять максимум внимания жене, которая в этом особенно нуждалась, семье. А потом как-то и не было желания возвращаться в «Телеграм». Понимаю, что это занимает много свободного времени, которое сейчас посвящаю семье.
— Как дела у твоего 10-летнего племянника? Он занимается футболом в «Чертанове». Почему именно там?
— Там все знакомые: учителя, завуч, директор школы и так далее. И семья живет рядом, поэтому удобно добираться на тренировки. Играет крайнего нападающего. Главное на этом этапе, что ему нравится.
— Ты как-то рассказывал, что всегда целуешь запястье перед выходом на поле, потому что под тейпом спрятаны молитвы. Какая у них история?
— Делаю так с детства, лет с десяти. Сначала мне бабушка сделала молитовки, от руки написала. Потом — напечатанные.
— В конце октября состоится вручение «Золотого мяча». Кто твой фаворит?
— Кто там в лидерах? Родри, Винисиус, Беллингем... Конечно, я бы хотел, чтобы приз достался игроку из центра поля. Считаю, Родри за этот год заслужил. Но не скажу, что Винисиус, Беллингем или тот же Карвахаль были хуже. Поэтому будет тяжелый выбор.
— В интервью с Максименко у нас есть маленькая традиция: он каждый год называет лучшего вратаря мира на данный момент, и это всегда новое имя. А кто для тебя сегодня лучший опорник?
— Родри. Это футболист, у которого есть все. И в плане оборонительных, и в плане атакующих навыков, сумасшедшая «физика». А еще назову испанца Субименди из «Реал Сосьедада». Очень мне нравится.
— Недавно на «ЛУКОЙЛ АРЕНЕ» прошел матч звезд в честь 10-летия стадиона. Как тебе опыт?
— Получилось очень масштабно. Такой вечер был нужен всем. И мы, и болельщики вновь пережили уже подзабытые эмоции.
— Ты один из тех, кто застал в «Спартаке» доковидные времена, когда стадион заполнялся до отказа.
— Да, иногда вспоминаем с Зобниным какие-то моменты из прошлого. Ту же Лигу Европы, другие важные матчи.
— Назови свой Топ-3 памятных событий за почти шесть лет в «Спартаке».
— Первое место — победа в Кубке при Ваноли. Второе — Лига Европы с Руем Виторией. И третье — сезон с Тедеско, когда мы взяли второе место.
— Как считаешь, на что мы можем рассчитывать в этом сезоне?
— Конечно, были необязательные потери очков. Но нужно сохранять позитив и положительные эмоции. Вся борьба впереди.