Рассказываем, как жил наш клуб во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 год.
«Утвержденный календарь будет незыблем на протяжении всего розыгрыша. Игры не отменяются и не переносятся при любых обстоятельствах». Такой пункт был внесен в регламент чемпионата СССР по футболу 1941 года. Мало кто знал, что история распорядится иначе.
Красно-белые в день начала войны должны были играть в Ленинграде против местного «Спартака». На игру, которая была запланирована на стадионе им. Ленина, продавали билеты. Пятью днями ранее матч «Зенита» и московского «Спартака» собрал 20 000 зрителей.
Чемпионат СССР был прерван, однако футбол в столице продолжался. 20 июля стартовал розыгрыш Кубка Москвы. Составы команд претерпели изменения: многие футболисты ушли на фронт. Другая же часть игроков устроилась на оборонные заводы. В связи с этим многие спартаковцы выступали за другие команды, в основном за «Крылья Советов» и «Зенит». В 1/16 финала Кубка Москвы красно-белые обыграли «Строитель» (7:0), на следующей стадии разгромили «Красную Розу» (5:0), а в четвертьфинале уступили выступавшему в сильнейшем составе «Торпедо» (1:2).
Во всех трех играх Кубка Москвы в составе «Спартака» отличался поляк Адам Волянин. В чемпионате СССР до этого он сыграл лишь один матч за команду. 11 раз в сезонах 1940–1941 годов выходил на поле его соотечественник Болеслав Габовский, в июле 1941-го также еще находившийся в составе нашего клуба. Позднее и Волянин, и Габовский воевали в рядах армии, сформированной в Советском Союзе председателем правительства Польши в изгнании Владиславом Сикорским. Служба обоих спартаковцев проходила в странах Ближнего Востока и Африки.
Завершив войну в Англии, Габовский немного поиграл за «Блэкпул», но вскоре завершил карьеру. Волянин же переехал в США, где до 40 лет играл за различные чикагские клубы, стал победителем открытого Кубка США, участвовал в матчах всех звезд. В 1950 году в составе сборной США поехал на чемпионат мира в Бразилию, где сыграл против Испании. В 1976 году Волянина ввели в зал футбольной славы.
Осеннее первенство Москвы в 1941-м было решено проводить в один круг. «Спартак» попал в сильнейшую группу, где его соперниками были «Динамо», «Крылья Советов», «Зенит», «Торпедо», ЗиФ, «Старт» и «Красная Роза». Но и этот турнир доигран не был. 12 октября команды провели свои очередные матчи, а уже на следующий день в Москве было введено осадное положение, появилась необходимость срочной эвакуации населения. Красно-белые на тот момент с четырьмя очками находились на шестой строчке в турнирной таблице, отставая от идущего на третьей позиции ЗиФа на два очка (за победу в матче давали не три балла, а два).
Большой футбол вернулся в Москву в конце мая 1942-го. Начался весенний чемпионат города, в элитном дивизионе которого приняли участие девять команд. Помимо «Спартака», это были «Динамо», «Крылья Советов», «Торпедо», команда воинской части товарища Иванова (укомплектована игроками минского «Динамо»), «Локомотив», «Мясокомбинат», «Строитель» и «Зенит». Турнир пусть и не носил всесоюзный характер, но вполне мог считаться главным в стране, с учетом приостановки чемпионата СССР. «Спартак» сумел вернуть многих лидеров, выступавших за команду до начала Великой Отечественной войны.
Триумф красно-белых состоялся в проходящем параллельно с весенним чемпионатом Кубке Москвы. До полуфинала спартаковцы без труда обыгрывали своих соперников: коллектив «Н-ского завода» (такое засекреченное название получила команда авиастроительного завода имени Фрунзе), вторую команду воинской части товарища Иванова, «Фрезер». В полуфинале соперником была главная команда «в/ч т. Иванова». Открыв счет уже на 20-й секунде, красно-белые снова довели дело до уверенной победы — 4:1. В финале предстояло сыграть против московского «Динамо», уверенно лидировавшего в чемпионате. Даже в условиях войны на стадион пришли 30 000 зрителей. На поле своими действиями особенно выделялись Георгий Глазков, Борис Смыслов, Николай Морозов и Анатолий Акимов, что позволило «Спартаку» завоевать первый трофей после началы роковых событий для всей страны: «Динамо» было обыграно со счетом 2:0.
В августе на День физкультурника красно-белые приняли участие в матче, который сейчас назвали бы игрой за Суперкубок. На стадионе «Сталинец» встретились действующий обладатель Кубка Москвы и победитель чемпионата. «Динамо», в составе которого дубль оформил Константин Бесков, сумело взять реванш у «Спартака» за поражение в финале Кубка Москвы (4:2).
Победная поступь спартаковцев продолжилась в осеннем чемпионате столицы. Захватив лидерство уже в первом туре, благодаря крупной победе над «Локомотивом» (4:0) красно-белые не отдали первую строчку до конца первенства: восемь побед (шесть из которых разгромные), одна ничья и золотые медали чемпионата. Стоит отметить, что за девять игр «Спартак» пропустил лишь три гола, а в прессе отмечали, что именно оборона является сильнейшим звеном команды.
В 1943 году в «Спартак» из эвакуации вернулись некоторые игроки, однако сильнейшим коллективом столицы стала «команда лейтенантов» ЦДКА. Красно-белые по итогам чемпионата, который в этот раз не был разделен на весну и осень, а проводился в течение всего года, заняли третью позицию.
Но главным событием года во всем советском футболе стала товарищеская игра с участием «Спартака». 2 мая команда провела матч в разрушенном Сталинграде против местного «Динамо». Спартаковцы отправились в город-герой на специально выделенном самолете, который сопровождала пара истребителей. Из-за высокой вероятности налета немецкой авиации вылет перенесли на сутки. В Сталинграде на стадионе «Азот» к этой игре специально была построена новая трибуна на три тысячи посадочных мест, матч же собрал более десяти тысяч зрителей. Символический первый удар был «нанесен» с пролетевшего над полем самолета. Событие было даже не спортивной, а политической важности. В Англии местные газеты, сообщая об игре, называли ее «вторым чудом Сталинграда». Встреча закончилась минимальной победой хозяев со счетом 1:0. Однако результат в этом случае совершенно не важен. Игра в Сталинграде зародила традицию благотворительных товарищеских матчей, а все заработанные средства направлялись на нужды фронта.
В 1944 году в СССР вернулся большой футбол всесоюзного уровня. Впервые за три года был разыгран Кубок страны. 6 августа спартаковцы в рамках ⅛ финала на выезде играли против киевского «Динамо». Красно-белые сумели почти полностью воссоздать довоенный состав. Единственным дебютантом на таком уровне был Борис Смыслов. Основное время завершилось вничью — 1:1. В дополнительном отрезке победу красно-белым принес точный удар Николая Климова, оформившего в этом поединке свои первые голы за «Спартак». В четвертьфинале была обыграна команда «Авиаучилище». Единственный гол на свой счет записал Алексей Соколов.
В полуфинале подопечных Константина Квашнина ждал ленинградский «Зенит». Стадион «Динамо» собрал 50 000 зрителей. На 20-й минуте матча счет с пенальти мог открыть Глазков, но угодил в штангу.
На 65-й минуте в составе гостей отличился 18-летний Сергей Сальников, который все детство прожил в Тарасовке, играл за юношеские команды «Спартака» и даже успел дебютировать в первенстве Москвы за взрослую команду. В 1946-м футболист вновь перешел в «Спартак», провел за наш клуб больше 200 матчей, в которых забил 78 голов.
На 68-й минуте равенство на табло восстановил Климов, а еще спустя четыре минуты «Спартак» вышел вперед благодаря точному удару Глазкова. Победа была близка, но «Зенит» отыгрался в самой концовке, на 88-й минуте. Дополнительное время победителя не выявило, хотя на 117-й минуте ленинградцы имели отличный шанс, но с пенальти мимо ворот пробил Виктор Бодров. Команды ждала переигровка, в которой в основное время зрители голов не увидели, а в дополнительный отрезок отличиться сумели зенитовцы, которые затем в финале обыграли ЦДКА и стали обладателями Кубка СССР.
9 мая 1945-го страна праздновала День Победы. «Спартак» в это время был в пути из Алма-Аты в Москву, ведь через четыре дня стартовал первый с 1941 года чемпионат СССР. Из-за нечетного количества команд первый тур красно-белые пропускали, но уже 20 мая Москву ждала большая афиша: «Спартак» — «Динамо». Первый матч после Победы спартаковцы завершили ничьей — 1:1. А первый послевоенный гол красно-белых записал на свой счет Константин Рязанцев.