Экс-главный тренер «Спартака» Массимо Каррера — о вариантах в РПЛ, чемпионской команде и Глушакове.
О МАТЧЕ ПАМЯТИ ЦЫМБАЛАРЯ И ЛЮБИМОМ МЕСТЕ В МОСКВЕ
— Матч памяти Ильи Цымбаларя. Как вы оказались снова в России?
— На меня вышел сын Ильи Цымбаларя, Олег. Я согласился сразу же. Для меня большая честь присутствовать на таком событии и наблюдать за игрой легендарной команды и тренера, которые одержали много побед.
— Насколько хорошо Олега Романцева знают в Италии?
— Я думаю, что о нем в любом случае говорили в то время, ведь это тренер, который одерживал много побед на мировой арене со «Спартаком». Лично я не могу сказать, что слышал что-то [о нем в Италии].
— Вы будете возглавлять сборную мира вместе с Юрием Семиным. Знакомы с ним лично? Как охарактеризуете его как тренера?
— Конечно, мы знакомы. Мы общались, у нас были встречи в Москве. Могу сказать, что он очень хороший тренер. Я его уважаю, ведь он показал, что может достигать определенных вершин в футболе.
— Когда вы последний раз были в России?
— В 2019-м. Был приглашен на одно футбольное мероприятие. Плюс посетил матч «Спартак» — «Зенит».
— У вас есть любимые места в Москве?
— Мне очень нравится центр — Красная площадь, Арбат.
— Когда Гуса Хиддинка спросили о русском менталитет, он описал его одним словом: «Авось». Как бы вы описали наш менталитет?
— Очень сложно это сделать с помощью одного слова.
— А чем русский менталитет отличается от итальянского?
— Если говорить о жизни, у меня не было так много русских знакомых, чтобы определить эти тонкости. Даже в России я все равно много общался с итальянцами, которые живут здесь.
Если говорить о футболе, то все примерно одно и то же. Есть игроки, которые сфокусированы на футболе и ни о чем другом не думают. А есть те, кто уделяет время футболу, но также в их жизни присутствуют другие вещи. Так это работает и России, и в Италии, и во Франции.
Например, в Англии есть тренеры, которые более борзые в общении с игроками. Но это не значит, что можно делать такие выводы о других тренерах. Весь футбол — это одна большая страна.
О ПОПУЛЯРНОСТИ «СПАРТАКА» (КАК У «ЮВЕНТУСА» В ИТАЛИИ) И ПОТЕНЦИАЛЕ ИГНАТОВА И РАССКАЗОВА
— Вы говорили, что «Спартак» — самый популярный клуб в России. Сейчас вы это ощущаете?
— Безусловно, «Спартак» — это очень сильный клуб. Он много побеждал за свою историю. Конечно, это выдающийся клуб, поэтому у него такая большая армия болельщиков.
— «Спартак» в России популярнее, чем «Ювентус» в Италии?
— Я думаю, что они находятся на одном уровне популярности. «Спартак» имеет самую большую армию болельщиков в России, а «Ювентус» — в Италии.
— Последнюю победу над «Зенитом» в РПЛ «Спартак» одержал под вашим руководством, когда вы выиграли 3:1. Вас удивляет такая статистика?
— Я думаю, что «Спартак» может на равных бороться с «Зенитом», но порой в футболе есть непредсказуемые моменты, и нельзя предугадать, кто будет победителем на бумаге в том или ином матче.
— Может ли нынешний «Спартак» бороться с «Зенитом»?
— Думаю, если «Спартак» будет играть как в первых матчах сезона, то шансы есть. Команда сильная, тренер хороший, поэтому, безусловно, они могут навязывать борьбу.
— Почему, на ваш взгляд, началась вот эта серия чемпионств петербуржцев — и «Спартак» никак не может ее прервать?
— Надо отдать должное «Зениту». Они хорошо работали с трансферами. Видимо, где-то петербуржцы больше постарались и лучше себя проявили.
— Есть мнение, что пока в «Зените» играют Вендел и Барриос, с ним сложно соперничать. Это лучшие игроки в РПЛ?
— Так как я конкретно не слежу за российским чемпионатом, мне немного сложно давать оценки. Я отслеживаю результаты «Спартака», а до других команд мне особо нет дела.
— При вас в «Спартаке» заиграл Михаил Игнатов. Удивлены, что он до сих пор не стал регулярным игроком стартового состава?
— Как я уже сказал, у меня нет возможности смотреть все матчи и давать оценки. Михаил хороший игрок, но я не могу сказать, в чем он вырос, а над чем ему надо поработать. Когда я тренировал команду, он был совсем молод, но уже проявлял определенные качества.
— Вы когда-то говорили, что Николай Рассказов мог бы играть в топ-клубах Италии…
— Такого я никогда не говорил.
— Журналисты вас не так поняли или что-то еще?
— Сейчас не вспомню. Точно могу сказать, что такой оценки я не давал никогда.
— Потенциал Михаила Игнатова соответствовал игре в Серии А?
— Он уже в Серии А! Михаил играет в «Спартаке», а не в команде третьей категории. Если он играет за «красно-белых» на определенном уровне, то он уже является достойным игроком.
— Игнатов однажды признался, что проспал тренировку из-за того, что смотрел допоздна турнир по Dota 2. При вас у него были подобные проблемы?
— Нет, про мне у него таких нарушений режима никогда не было.
О ВАРИАНТАХ В РПЛ И ВОЗВРАЩЕНИИ В «СПАРТАК»
— Сейчас на Гильермо Абаскаля оказывается большое давление. Вы тоже были под таким давлением. Можете дать какой-то совет, как справляться с прессингом отовсюду?
— Здесь я не могу быть советником. Каждый устроен по-своему, и очень сложно давать совет другому человеку, как ему выходить из тех или иных ситуаций. Потому что я могу дать сейчас какой-то совет, но в его положении я бы поступил совсем иначе.
— Как вы справляетесь с давлением? Может быть, перестаете читать прессу?
— Я просто концентрируюсь на команде. Критику и все статьи нужно читать, ведь это тоже часть игры. Они должны «отскакивать» от тебя, ведь ты должен думать только о своей команде.
— Последние несколько лет в СМИ появлялись слухи, что вы можете возглавить «Динамо», «Оренбург», «Рубин» и другие команды. Когда вы были по-настоящему близки к возвращению в РПЛ?
— Когда кто-то захочет Карреру как тренера [он сможет вернуться в РПЛ].
— То есть «Динамо» и «Рубин» не выходили на вас?
— Нет, мы не связывались.
— После ухода из «Спартака» вас хоть раз звали назад?
— Нет.
— Даже на уровне простого общения?
— Нет, не было.
— У вас был телефон Федуна, а потом вы потеряли связь. Что произошло?
— Я не знаю, может быть, он сменил номер телефона.
— Как долго вы общались с Леонидом Арнольдовичем? О чем?
— Где-то 1-2 года мы иногда переписывались. Общались о жизни, поздравляли друг друга с праздниками и так далее.
— Вы без работы уже 2 года. Скучаете ли по футболу? Чем занимаетесь в свободное время?
— В свободное время я смотрю матчи Серии А, Серии B и Серии С и играю в падел-теннис.
— Были предложения из Саудовской Аравии? Сейчас это растущий рынок.
— Со мной контактировали пару лет назад, но у меня не было на тот момент возможности приехать туда. В последнее время ко мне не обращались.
О ЧЕМПИОНСКОМ «СПАРТАКЕ» И ЛАЙКАХ
— Самое яркое воспоминание о работе в России — это матч, сделавший «Спартак» чемпионом? Речь об игре «Зенита» и «Терека».
— Это была вишенка на торте из многих прекрасных моментов. Итог прекрасного сезона. Были победы в дерби, например. Очень много хорошего вспоминается. Но если выделять один момент, да, можно назвать тот вечер — когда «Зенит» проиграл «Тереку».
Я праздновал дома, а потом мы быстро по телефону организовались с футболистами и поехали в ресторан.
— Многие игроки вспоминают вашу установку на матч с «Ростовом» — как вы кулаком снесли макет. Вы продумываете такие вещи заранее?
— Нет, такие моменты рождаются спонтанно. Это нельзя продумать. Речь ведь не о тактике, а об ощущении — от рабочей недели, состояния команды. Происходит скопление эмоций, которые потом таким образом выплескиваются. Подходя к матчу, ты видишь, что кто-то из ребят расслаблен, кто-то наоборот заряжен, и ты ищешь середину, чтобы настроить их на конкретный матч.
— Против кого их тренеров в России было сложнее всего играть? В плане противодействия сопернику.
— Сложно выделить кого-то одного, но если интересно — можно сказать о Луческу. Он тогда тренировал «Зенит», это была сильная команда. Каждый тренер обладает определенными качествами и игроками, которые могут затруднить тебе игру. Я могу назвать и Карпина, и Семина, например.
Говоря про Луческу, мы говорим и о «Зените». Он и при Манчини, и при Семаке был сильным соперником.
— Кто был душой и сердцем того «Спартака»?
— Все игроки, которые у нас были.
— Если чемпионскую команду можно было бы сохранить, отказались бы от отстранения Ещенко и Глушакова за лайки?
— Я бы сделал все тоже самое. Потому что в тот момент посчитал это правильным поступком. Сейчас повторил бы его.
— Они пробовали принести извинения до отстранения?
— Это все уже перемусолено. Зачем спустя 6 лет снова поднимать?
— Последнее тогда. Массимо, вы были отличным футболистом, Глушаков был достойным игроком для России. Как игрок вы можете представить, что футболист специально промажет пенальти в важном матче? Это же удар в первую очередь по футболисту.
— Вопросительный знак. Кто знает?