
Макс Лайкин - о первой спартаковской футболке, переезде в Москву, дебютном сезоне во взрослом футболе и исполнении штрафных.
— Центральный полузащитник — одно из самых растяжимых понятий в футболе. Какая роль тебе ближе?
— «Восьмерка», «бокс-ту-бокс». Поддержка в атаке, возврат в обороне, перестроение, отбор. И много-много движения, конечно.
— На кого из игроков свой позиции ты стараешься ориентироваться?
— Раньше мне очень нравилось трио «Барселоны» Хави — Иньеста — Месси, старался смотреть все их игры. Если сейчас попадаются какие-то нарезки, то могу «залипнуть». А на данный момент мой ориентир — это Канте. Изначально он рассматривался как опорный полузащитник, но после чемпионата мира его стали ставить выше. Первое время это удивляло, а потом выяснилось, что он со всем справляется. В решающих матчах Лиги чемпионов он и отбирал, и атаки начинал — все успевал.
— Как ты начинал играть в футбол?
— Я родился и вырос в Саранске. Мой папа был тренером в школе «Мордовии», вел там команду 1998 года рождения. Денис Макаров из «Рубина» — это его воспитанник. Так вот, папа с крестным с самых малых лет прививали мне любовь к футболу, а потом отдали в школу «Мордовии». Там я тренировался у Юрия Ивановича Уткина, Евгения Александровича Буланова и Николая Васильевича Иванова.
— Как ты попал в «Спартак»?
— Я много играл на разных турнирах, а когда мне было 13 лет, тренер-селекционер Сергей Долгов увидел меня на одном из них, и поступило приглашение в «Спартак». Это стало большим сюрпризом; папа рассказал мне об этом в мой день рождения. Наверное, это самый запоминающийся подарок из всех. Потом я прошел просмотр, который длился меньше недели. Вячеслав Андреевич Вашкевич и Илья Халитович Салехов приняли решение о моем зачислении.
Я понимал, в какой клуб перехожу. Когда «Мордовия» играла в Премьер-Лиге, я часто подавал мячи на тех играх. Игра со «Спартаком» запомнилась тем, что Сальваторе Боккетти подарил мне свою футболку. Она хранится у меня дома; хорошее воспоминание.
— Ты много раз подавал мячи и на домашних матчах «Спартака». Что запомнилось больше всего?
— Лигу чемпионов очень хорошо помню, как будто это на прошлой неделе было. Я смотрел на ту атмосферу, на тот футбол — и понимал, что к этому уровню нужно стремиться. Запомнился также матч «Спартак» — «Терек» четыре года назад. Мы тогда выиграли чемпионат России по своему возрасту и перед игрой делали круг почета, а потом была перекличка с трибуной В. Я такого не чувствовал никогда: переполненный стадион, столько фанатов. И ты по-любому должен доказывать на поле, чтобы у людей на трибунах даже не было мыслей о том, что ты не соответствуешь уровню «Спартака». Тут даже какого-то дополнительного настроя не надо, достаточно представить, сколько людей тебя поддерживают.
— Играя за «Спартак-2», ты что-то такое чувствовал?
— Конечно! Взять хотя бы последнюю выездную игру в Нижнем Новгороде. Нас поддерживало колоссальное количество фанатов. Мы смотрели на трибуны и поражались: мы в Москве играем или в Нижнем? На тот матч также приезжали мои родные: папа, крестный с женой и сыном, друзья. Присутствие близких на играх — это вдвойне приятно.
— Прошлым летом ты фактически «перепрыгнул» дубль. Как все развивалось?
— Мы заехали в Тарасовку с молодежкой, я потренировался с командой три–четыре дня, после чего Алексей Леонидович Лунин сообщил мне, что меня «поднимают» в «Спартак-2». И мы с Дэном Денисовым так и остались во второй команде. Я сразу понял, почему ФНЛ — это «лучшая лига мира»: много единоборств, много стыков, нужно быстрее принимать решения. Адаптироваться в лиге мне помог опыт игры за сборную своего возраста. Но уровень жесткости в ФНЛ, конечно, выше.
— Весной ты часто начал играть за молодежку.
— Я сам был за то, чтобы регулярно выходить за дубль – получать игровую практику. Без этого сложно прогрессировать, нужно быть в игровом тонусе.
— В этом сезоне ты забил пару классных штрафных. Много работаешь над этим?
— В своем возрасте я все время исполнял «стандарты», для меня это почему-то всегда было важным. А началось все еще в детстве: с папой мы много отрабатывали штрафные. Причем не по каким-то видеозаписям, а личным примером. Он сам такие мячи закладывал! Что касается гола в ворота «Строгина», то на предыгровой тренировке (Алексей Леонидович не даст соврать) мы с Николозом Кутателадзе ставили манекены и минут 20 били штрафные. В итоге Николоз забил два с игры, а я со штрафного.