Самый успешный бразилец в истории красно-белых разочарован выступлением команды в минувшем сезоне и надеется, что Станкович перестроит ее игру.
- «Спартак» финишировал в чемпионате России всего лишь пятым. Как вы оцените такой итог?
- Что сказать? Грустно. Раньше «Спартак» был бесспорным лидером российского футбола и из года в год бился только за золото. Но времена меняются, и в последние годы моду в РПЛ диктует «Зенит» с моими соотечественниками в составе.
Мне издалека трудно судить об истинных причинах спартаковских неудач. Надо находиться в самой команде или рядом с ней, чтобы делать глубокие, аргументированные выводы. Но пятое место в любом случае не красит «Спартак».
Если сравнивать нынешнюю команду с той, что была при мне, на рубеже веков, могу сказать, что наша была намного ярче и мастеровитее. В ней были исполнители высочайшего класса – такие, как Цымбаларь, Аленичев, Тихонов, Титов… Сейчас таких и близко нет.
Ну, и сама игра поблекла. В нынешнем «Спартаке» не вижу изюминки, ничего фирменного, особенного, что отличало бы его от других клубов.
- Может, дело в тренерах? Их меняют в «Спартаке», как перчатки. За последние пять лет пятерых главных уволили…
- Здесь как раз все понятно: тренеров меняют, потому что они не могут дать нужный результат. Но добиться максимальной цели очень трудно за один сезон. Поэтому руководству клуба надо или набраться терпения и продолжать оказывать доверие специалисту в строительстве команды и игры, или тщательнее выбирать кандидатуру главного, взвешивать все за и против.
Кстати, в Бразилии та же проблема у клубов-грандов. Многие тоже тасуют тренеров каждый год, а то и каждый круг. Стабилен, пожалуй, только «Палмейрас», где уже четыре года успешно работает португалец Абел Феррейра. Во многом благодаря ему этот клуб – чемпион страны.
- Почему, на ваш взгляд, в красно-белом лагере не преуспел испанец Гильермо Абаскаль?
- Мне кажется, во главе «Спартака» должен стоять авторитетный тренер, специалист с психологией победителя и опытом побед. Такой, каким раньше был Романцев. По словам спартаковских ветеранов, с которыми я время от времени общаюсь, Абаскаль не был той фигурой, вокруг кого могла сплотиться вся команда. Если надо, сыграть в том числе за своего тренера. Признаться, у меня и со стороны был такой же взгляд.
- В последние пять лет «Спартаком» управляли исключительно иностранные тренеры. Не видите какой-то связи между этим фактом и серией относительных неудач команды?
- Нет, конечно! С кем «Спартак» в последний раз становился чемпионом? Как зовут того тренера-итальянца, с которым мы прошлой осенью проводили совместную автограф-сессию у спартаковского стадиона?
- Массимо Каррера.
- Да-да, он же тоже иностранец, и его боготворит спартаковская торсида! Так что дело не в национальности тренера, а в его умении тренировать и готовить команду, находить общий язык с футболистами, в его профессиональных навыках и опыте.
Посмотрите, кто из тренеров сейчас на коне в Европе. Итальянец Анчелотти – в Испании, каталонец Гвардиола – в Англии, испанец Хаби Алонсо – в Германии.
Кстати говоря, в Бразилии, помимо уже упомянутого Абела Феррейры, с успехом работают и другие португальские наставники. К примеру, Артур Жорже в «Ботафого» и Педру Кайшинья в «Брагантино».
- Новым главным тренером красно-белых вскоре станет серб Деян Станкович. Что вам о нем известно?
- Знаю, что он как игрок сделал хорошую карьеру в Италии – в «Лацио» и «Интере». А как о тренере я о нем до недавнего времени не слышал. О том, что он выигрывал национальные чемпионаты Сербии и Венгрии, узнал только после его назначения в «Спартак».
Будем надеяться, что у него будет химия со «Спартаком». В любом случае приход в команду нового главного – это встряска, новая мотивация для игроков, новые трансферы. Хочется видеть мою бывшую команду в новом сезоне более агрессивной и успешной. Желаю ей наконец составить конкуренцию «Зениту» в борьбе за первое место.
- Вы бы на его месте взяли в помощники кого-то из бывших спартаковцев? Например, из тех, с кем играли?
- Мне трудно себя представить на месте Станковича. Но не сомневаюсь, что такие личности, как Аленичев и Титов, были бы полезными в тренерском штабе «Спартака».
Возьмите, к примеру, Аленичева. У него как у футболиста всегда была выучка, хорошая школа. А такие вещи никуда не исчезают. Еще будучи игроком, он обрел богатый опыт, выступал за границей – в Португалии и Италии. С «Порту» добился больших успехов, выиграл Лигу чемпионов, работал бок о бок с Жозе Моуринью… Убежден, он знает о футболе столько, сколько мало кто еще.
Впрочем, выбор помощников в «Спартаке» за сербом, как вы понимаете. Не исключено, что тренерский штаб в его голове уже сформирован. (Смеется.)
- Кто из тренеров оставил самый глубокий след в вашей игровой карьере?
- Конечно, Романцев. Он многому меня научил не только в футболе, но и в жизни. Ну, и главных побед в составе «Спартака» я добился тоже под его руководством. Очень благодарен ему до сих пор.
Счастлив, что в прошлом году нам довелось встретиться в Москве на спартаковской арене на матче ветеранов памяти моего большого друга Ильи Цымбаларя. Не скажу, что плотно пообщались, но обнялись, пошутили, немного поболтали, вспомнили прошлое. Мне показалось, он был совершенно искренен со мной. Как когда-то со всей нашей командой.