г. Москва, м. Автозаводская, ул. Ленинская слобода, д.26, стр.2 (ТЦ "Глобал Молл", 1-й этаж)

Звоните: +7 (916) 957-27-28

Пишите: office@fratria.ru

Ближайшие матчи развернуть

Ближайшие матчи

Прошедшие матчи развернуть

Прошедшие матчи

16.05 Ахмат - Спартак 2:2 окончен
10.05 Спартак - Химки 2:1 окончен
03.05 Арсенал - Спартак 1:2 окончен
25.04 Спартак - цска 1:0 окончен
18.04 Спартак - Уфа 0:3 окончен
11.04 Локомотив - Спартак 2:0 окончен
04.04 Ростов - Спартак 0:0 окончен
18.03 Спартак - Урал 0:0 окончен
13.03 Динамо - Спартак 0:0 окончен
07.03 Спартак - Краснодар 6:1 окончен
28.02 Спартак - Рубин 0:2 окончен
16.12 Зенит - Спартак 3:0 окончен
12.12 Сочи - Спартак 1:0 окончен
05.12 Спартак - Тамбов 5:1 окончен
29.11 Спартак - Ротор 2:0 окончен
21.11 Спартак - Динамо 1:1 окончен
07.11 Урал - Спартак 2:2 окончен
31.10 Спартак - Ростов 0:1 окончен
25.10 Краснодар - Спартак 1:3 окончен
17.10 Химки - Спартак 2:3 окончен
03.10 Спартак - Зенит 1:1 окончен
26.09 Тамбов - Спартак 0:2 окончен
20.09 Рубин - Спартак 0:1 окончен
13.09 цска - Спартак 3:1 окончен
29.08 Спартак - Арсенал 2:1 окончен
26.08 Ротор - Спартак 0:1 окончен
23.08 Спартак - Локомотив 2:1 окончен
19.08 Уфа - Спартак 1:1 окончен
15.08 Динамо - Ротор 0:0 окончен
15.08 Рубин - Урал 1:1 окончен
14.08 Спартак - Ахмат 2:0 окончен
14.08 Сочи - Химки 1:1 окончен
14.08 Арсенал - Уфа 2:3 окончен
11.08 Рубин - Локомотив 0:2 окончен
11.08 Ротор - Зенит 0:2 окончен
10.08 Урал - Динамо 0:2 окончен
09.08 Спартак - Сочи 2:2 окончен
09.08 Арсенал - Ахмат 0:0 окончен
09.08 Уфа - Краснодар 0:3 окончен
08.08 Тамбов - Ростов 0:1 окончен
08.08 Химки - цска 0:2 окончен

Литвинов: «Не представляю себя в другом российском клубе»

Поделиться в соцсетях

Интервью воспитанника «Спартака» Руслана Литвинова о недавнем визите в Академию, дружбе с Бабичем, новом контракте с клубом и планах на будущее.

— Недавно ты побывал в родной Академии. 60 ребят из трех разных команд задавали тебе вопросы. Какие впечатления остались от визита? 

— Учитывая, что я сам вырос в этом месте и для меня там все родное, могу назвать Сокольники своим вторым родным домом. Тот самый манеж, в котором я проводил свой первый турнир. Мы победили, и меня зачислили в Академию… 

Все мое юношество прошло там. И все люди, которые меня окружали, стали очень близкими. Поэтому очень приятно возвращаться. Встретиться с Сергеем Юрьевичем Родионовым, Дмитрием Сидоровым, Евгением Пташкиным. 

Даже когда стану дедушкой, буду рассказывать внукам про этих людей, как они помогли мне адаптироваться и пройти этот важный период жизни. Я им бесконечно благодарен. Как и учителям, с которыми у меня сложились теплые отношения. Учительница по русскому Нина Андреевна передала мне через одного из детей блокнот. В ближайшее время обязательно к ней заеду.

Понимаю всю важность того, что ребята увидели, скажем так, живой пример такого же, как они, паренька, который прошел через все эти этапы и дорос до первой команды. Вспоминаю себя в их возрасте: всегда было приятно пообщаться с ребятами из первой команды, услышать что-то новое.

— Кто к вам в те годы приезжал?

— Часто заезжал Коля Рассказов. Макси. У меня тогда был уже последний год в Академии. А из детства у меня сохранились фотографии с Ребровым, Глушаковым. С Валерием Шмаровым фоткался, когда он в Сокольники приезжал. Это все незабываемые эмоции.

Сейчас, общаясь с ребятами, старался поинтереснее рассказывать, потому что понимаю: если бы сам в том возрасте больше прислушивался к опытным людям, многое потом давалось бы легче.

— Что именно?

— В юности мы все очень эмоциональны. Это переходный возраст, и иногда ты начинаешь злиться на весь мир вокруг, думаешь, что все виноваты, кроме тебя. Но я сказал ребятам, что начинать всегда нужно только с себя. Не надо обижаться на тренера, на партнеров по команде.

Оглядываясь сейчас на свое прошлое, могу с уверенностью сказать, что это, наверное, главный момент, который нужно было раньше понять. В то же время важно, что я сам к этому пришел, учился на своих ошибках.

— О чем еще спрашивали ребята?

— Было много интересных вопросов. Приятно удивился, настолько они заинтересованы в темах питания, восстановления, мотивации во время травм. Думал, в таком возрасте их больше интересует, сколько я зарабатываю, какая у меня машина и так далее. То есть какие-то материальные вещи и более простые эмоции. 

Понятное дело: ребят, наверное, предупредили, что надо будет задать вопросы. С родителями и тренерами они это обсуждали. Но все равно впечатлило, насколько детям интересны детали и профессиональное отношение к карьере. Думаю, тут велико влияние соцсетей. Тренд, который задал Криштиану: он транслировал, как важно для достижения успеха развиваться не только технически, но и физически, правильно восстанавливаться. Я вот к осознанию того, что восстановление — это реально пятьдесят процентов успеха, пришел попозже.

— Не секрет, что в Сокольниках грядет большая реконструкция. 

— Конечно, будет грустно, когда старые постройки станут историей. Но время идет, ничто не вечно. И новая, современная инфраструктура точно пойдет юным ребятам на пользу. 

— Каждую зиму ты сам проводишь детский турнир в Воронеже. Какие планы на этот год?

— Все стабильно, уже занимаемся организацией. На мне в первую очередь подарки: закупаю их в спартаковском магазине, прививаю детям любовь к нашим цветам. Ну и понимаю, как важно ребятам мое личное присутствие во все дни турнира. В том году масштаб был просто невероятный — около 50 команд одного возраста из разных городов, в том числе из Сибири, с Юга. Отношусь к этой истории как к своему долгу. Хочу, чтобы футбол в родном Воронеже процветал. Такие турниры этому точно способствуют.

— Роман Зобнин и Срджан Бабич пошли дальше: у них уже есть свои детские академии.

— Часто их об этом расспрашиваю. У меня просто огромное уважение к этим людям, потому что понимаю, как сложно совмещать футбол и создание детских академий, их контроль. Пока даже не могу себе представить, что построю академию или хотя бы постелю поле. Но Рома и Срджан все-таки значительно опытнее меня. Всему свое время. Пока четко понимаю только то, что после окончания карьеры мне будет интересна тренерская деятельность. 

— Летом ты даже защитил магистерскую диссертацию. Как прошла защита? 

— Честно, было легко, потому что постоянно нахожусь в этой стихии. Не зря говорят, что практика лучше любой теории и любой лекции. Работа была по тактике, разбирал действия команд в одной конкретной игре. Но, конечно, без участия «Спартака», чтобы не было предвзятого отношения с моей стороны.

— В нашем прошлом интервью ты говорил, что в мировом футболе в командном плане больше всех впечатляет «Интер». Сейчас твой фаворит изменился?

— Не буду здесь оригинален. Назову «ПСЖ». К тому же разговаривал в сборной с Матвеем Сафоновым. Он рассказывал, как умело тренер находит подход к каждому игроку, за долю секунды понимает, что поможет команде. Суперзвезд в «ПСЖ» стало меньше, а как коллектив они стали заметно сильнее. Очевидно, работа тренера здесь очень важна.

— А что скажешь о первых месяцах Хаби Алонсо в твоем любимом «Реале»?

— Пока трудно оценивать. Все ожидали большего на фоне успеха, которого тренер добился с «Байером». Думаю, надо подождать зимы. Алонсо определится с оптимальным составом, пройдет трансферное окно.

— Внимательно следишь за европейским футболом?

— В обязательном порядке смотрю Лигу чемпионов. Она для меня стоит особняком на фоне всех национальных лиг. Смотришь матчи и понимаешь, настолько там высокий уровень, насколько высока цена любой ошибки. 

Я успел почувствовать вкус еврокубков и, конечно, мечтаю сыграть там снова. 

— Как у тебя с иностранными языками? Например, Наиль активно учит испанский. 

— Я тоже понимаю, что изучение языков — важная задача для каждого человека, не только для футболиста. У нас в команде много иностранцев в команде, в том числе испано- и португалоговорящих. Думаю, Наиль изучает языки не столько потому, что держит в голове возможный переход в иностранный клуб, а чтобы легче коммуницировать с партнерами сейчас.

— Недавно твой агент пожелал Наилю перебраться в Европу в том числе потому, что это может вернуть тебе место в опорной зоне красно-белых. 

— Можно по-разному интерпретировать любые слова. Лично я воспринял эту цитату в большей степени как шутку. Да, я способен сыграть на разных позициях. Но сейчас меня используют в центре обороны, и я стараюсь делать все возможное, чтобы приносить команде пользу именно там.

— В начале сентября ты продлил контракт со «Спартаком».

— Я в самом начале переговоров попросил агента, чтобы меня не отвлекали от футбола темой контракта. Сказал только, что хочу остаться и даже не собираюсь рассматривать предложения от других клубов из России. Не могу представить себя в футболке ни одного из них, кроме «Спартака». Только с ромбиком на груди. 

Рад, что в итоге всех все устроило. Для меня огромная честь, что руководство родного клуба посчитало меня достойным продолжать карьеру именно здесь. 

Безмерно благодарен каждому человеку, который поучаствовал в моем становлении как футболиста. В Академии, в молодежке, в «Спартаке-2», в основе.

С самого детства у меня была мечта играть за первую команду «Спартака». Я шаг за шагом двигался к этой цели. И вот сейчас, когда за спиной почти полторы сотни матчей за основу, я понимаю, какой трагедией было бы для меня это упустить.

Было много обстоятельств, которые могли меня просто сломать. Самое примитивное — травмы. В юношеском возрасте ты можешь вообще не осознавать, что делать дальше. Есть риск сломаться не только физически, но и психологически. В такие моменты очень важна помощь взрослых, которые тепло к тебе относятся.

— Наверняка были обстоятельства, которые тебе, наоборот, помогли на пути к мечте.

— Конечно. Футбол, с одной стороны, прекрасный вид спорта, а с другой — по-своему коварный. Ведь зачастую ты можешь пробиться наверх, только если что-то случится с другими игроками. Так произошло и со мной, когда я получил шанс дебютировать за основу. Слава Богу, что ребята, которые в тот момент получили травмы, живы-здоровы, никаких осложнений тогда у них не было. Это были Рома Зобнин, Наиль Умяров и Йоррит Хендрикс. 

У нас командный спорт, конкурентный. Ты можешь в одну секунду оказаться как наверху, так и внизу. Или вообще лишиться карьеры. Многое зависит от каких-то случайных моментов, «микроудач». В этом, наверное, главная сложность пути от Академии до первой команды: на каждом этапе все должно сложиться благополучно в единый пазл.

— К разговору о травмах. Ты пропустил товарищеские матчи сборной России, а затем — игры за «Спартак» против «Ростова» и махачкалинского «Динамо». Что случилось?

— После дерби с ЦСКА у меня возникли проблемы с приводящей мышцей. В клубе созданы прекрасные условия для восстановления, поэтому все прошло гладко. Спасибо нашим врачам. Они не только профессионально делают свою работу, но и помогают справляться эмоционально, потому что во время травм ты подавлен из-за того, что не можешь помочь команде. 

Когда такие люди рядом, ты можешь каждую проблему, каждое невезение принимать с достоинством и с улыбкой на лице.

— С учетом последних потерь в центре обороны, тебе особенно важно успеть вернуться в строй к «Оренбургу».

— Да, я сразу осознал, что другого варианта нет. И начал еще больше работать, ведь времени было не так много. Нужно успеть набрать форму после вынужденной паузы.

— Матч с «Ростовом» ты смотрел из пресс-ложи. И когда случилась беда с Бабичем, сразу устремился к нему в раздевалку…

— У нас со Срджаном сложись очень хорошие отношения. За годы в первой команде не о многих могу сказать, что люди стали настолько близкими, что переживаю за них как за родных. Джика, Селя… Лео Классен. Всегда были близки с Мишей Игнатовым.

Ребята постарше всегда подсказывали, направляли, говорили, что лучше сделать, потому что реально у них колоссальный опыт, а я всегда прислушивался к ним. Сейчас это Рома Зобнин и Срджан, который стал мне как старший брат.

После его травмы я посмотрел повтор. По динамике сразу было похоже, что это разрыв крестообразной связки. Прибежал в раздевалку, полез к нему… Врачи мне говорят: «Не мешай, отойди!» Но я реально переживал, смотрел на Срджана. С игры полностью переключился. Была надежда, что все обойдется. Но, к сожалению, она не оправдалась. Мы будем рядом и поддержим, чтобы Срджан вернулся на поле как можно скорее.

— Это потеря не только на поле, но и в раздевалке.

— Сто процентов. Без Бабича будет тяжело, он основополагающий футболист в команде. Постараемся еще больше сплотиться и справиться на этом отрезке.

— Ты в последнее время играешь на позиции центрального защитника, и потеря Бабича накладывает на тебя дополнительную ответственность.

— Так и есть. Еще больше ответственности, еще больше давления. Ведь за спиной не будет человека, к чьей страховке ты привык. Конечно, есть Джику, Ву, Гузиев. Они быстро адаптировались в команде. Но с ними мы объективно провели вместе не так много матчей. 

— После матча с «Ростовом» Ву удивил журналистов своими познаниями в русском языке. 

— Кристоферу очень быстро удалось выучить какие-то базовые фразы. Но больше всего меня поразило, что он произносит их практически без акцента. Прошло буквально несколько дней, как Ву присоединился к команде. Захожу в раздевалку, он говорит: «Привет!» И у меня полное ощущение, что это сказал кто-то из российских ребят.

Про Ву есть забавная история. В первой для него домашней игре болельщики запели свое фирменное: «Давай еще!» И так есть момент, где они кричат: «У!» Кристофер это услышал, развернулся и стал аплодировать. Решил, что фанаты его персонально поддерживают. Мне почему-то стало так смешно… Объяснил ему потом, чтобы не зазнавался.

— Пожалуй, самое неприятное воспоминание этого сезона — стартовый отрезок дерби с ЦСКА. Почему первые минуты сложились для нас так неудачно?

— В первые 20 минут нашей команды просто не было на поле. Как будто опоздали на игру. Конечно, непозволительно начинать такие игры подобные образом. Потом мы сплотились, проявили характер, забили два мяча, но даже для ничьей этого не хватило. Тяжело отыгрываться в дерби с 0:3…

Почему так получилось? Знаете, в футболе так бывает. Иногда ловишь волну — и у тебя все получается, каждая передача доходит до адресата, каждый отскок в твою пользу. И вот ЦСКА поймал эту волну с первой секунды. Раз — гол. Два — «смешной» пенальти в наши ворота. Три — еще один непонятный мяч: удар, подставленная нога, мяч еле закатывается в противоход… А у нас, наоборот, игра не пошла, не могли толком выйти из обороны. 

Команды топ-уровня должны справляться с таким напором соперника, быть похитрее, уметь перестроиться, где-то выждать паузу. Потому что в такие моменты ты теряешься, не понимаешь, что вообще происходит. Это был урок, который все должны усвоить, тогда подобное точно не повторится.

— Многих удивило, что ты в дерби действовал в какой-то степени как левый защитник.

— До этого мы играли некоторые матчи в три центральных защитника, я играл левого центрального. И наш прессинг подразумевает, что я ухожу встречать правого полузащитника. Поэтому в роли левого защитника оказывался, по сути, и раньше. И я уверен, что причины неудачи в дерби точно не надо искать в тактике. Виноваты мы сами — люди, которые были в тот момент на поле. Первые 20 минут — это была просто катастрофа. 

Кто-то может считать, что нам без разницы — и после матча мы сразу забываем об игре. Но лично для меня вся следующая неделя вообще просто «убита». Ребята, с которыми потом общался, тоже очень переживали. 

— Ты не летал на кубковый матч в Махачкалу. Это позволило посетить 20 октября памятник в Лужниках и почтить память жертв трагедии, которая случилась в 1982 году на игре «Спартак» — «Хаарлем».

— 20 октября — важная дата для всех нас, для каждого, кто знает историю «Спартака». В детстве мне было интересно, что это за дата, и папа в подробностях рассказал про трагедию, что и как произошло. Самое главное — помнить тех, кто ушел из жизни в тот день…

Фотогалерея

Видео

 Нет видео для этой новости
Поделиться в соцсетях

Похожие новости:

Комментарии