.jpg)
В марте Руслан Литвинов вернулся в основной состав «Спартака», заменив в матче с «Зенитом» дисквалифицированного Алексиса Дуарте, и получил вызов в сборную России, в расположении которой обстоятельно пообщался с корреспондентом «СЭ».
Из интервью воспитанника красно-белых вы узнаете о роли Деяна Станковича, общении с Александром Соболевым, интересе из Европы и преимуществах деревни Шапкино перед Мальдивами.
Каждый вызов в сборную России — честь
— Руслан, тебя не вызывали в сборную в прошлый раз. С какими эмоциями ехал на матчи с Гренадой и Замбией?
— Для меня каждый вызов в сборную России — честь. С детства мечтаешь попасть в команду, носить эту форму. Надеемся, что скоро все вернется — официальные игры, международные турниры.
— В последнее время о возвращении России говорят все чаще. Как реагируешь, когда читаешь про это?
— Понятно, что будет праздник. Может, в течение года это произойдет, но ближайший большой турнир — в 2028 году...
— Теоретически можем попасть и на ЧМ-2026 — если получим уайлд-кард.
— Не знаю, возможно ли это. Но все меняется — да и кто знает, как все происходит на самом деле? Может, кто-то уже в курсе всего и понимает, когда мы вернемся. Но нам-то остается лишь надеяться. Мой режим ожидания включился давно. Повторюсь, возвращение на международные турниры будет огромным праздником.
— Как тебе идея с матчем сборной КХЛ против НХЛ?
— Честно, очень хочу это увидеть! Сто процентов пошел бы на трибуну, посмотреть вживую.
— А за голами Александра Овечкина следишь?
— Конечно! Очень жду, когда он побьет рекорд. Это будет огромная победа не только для него, но и для всей страны. Русский хоккеист устанавливает вечный рекорд в НХЛ! Его же реально больше никто не перегонит.
После общения со «Спартаком» понял, что перехода в «Бешикташ» не будет
— Этой зимой «Спартак» взорвал трансферный рынок. Как к этому относились внутри команды?
— Позитивно. В этом сезоне большие шансы стать чемпионами — любое усиление важно. Если у клуба есть возможность покупать дорогостоящих футболистов, почему нет? Пришли сильные ребята, виден уровень.
— Солари и Гарсия уже адаптировались?
— Все помогают им как можно скорее влиться в коллектив. Ливай Гарсия во время представления очень хорошо спел, я прям удивился! Пабло Солари тоже пел, но больше танцевал — мы посмеялись.
— Раньше был «Зенит» Рио-де-Жанейро. А теперь, получается, «Спартак» Буэнос-Айрес.
— Я спокойно к этому отношусь — иностранцы повышают уровень конкуренции. Раньше было сложно привезти качественных легионеров, даже которые были согласны. Возникали проблемы. Общался с ребятами, они рассказывали, что переживали в момент перехода, звонили всем кому можно — узнавали о стране. А спустя время после трансфера отзываются только позитивно.
— Твой главный конкурент в «Спартаке» — Алексис Дуарте. Доволен, как все складывается в этом сезоне?
— Я получил красную, он вышел — показал себя хорошо, команда побеждала. Сейчас у него удаление, и мне предоставился шанс. Рабочая конкуренция, все нормально. Понятно, что хочется всегда играть, быть на поле — но осознаю, что в команде не 11 футболистов.
— В чем ты сильнее Дуарте?
— Не люблю сравнивать себя с кем-то, это необъективно. Есть тренер, который принимает решения и все видит — он может оценить объективно. И он понимает, кто больше принесет пользы. С Дуарте у меня отличные отношения, мы можем пошутить друг над другом, посмеяться. Никакого негатива. В этом плюс атмосферы в «Спартаке» — все ребята отодвинули свою индивидуальность на второй план.
— У тебя есть понимание, в чем тебе нужно прибавить?
— На той позиции, где меня используют сейчас, важны физические данные. Поэтому я сейчас стал больше внимания уделять работе в зале, добавляю мышц.
— Открытие сезона в «Спартаке» — Манфред Угальде. У тебя не было опасений, что он уйдет зимой?
— Двоякая ситуация. Я понимал, что он очень важен и нужен «Спартаку» в чемпионской гонке. Но когда идут все эти разговоры о Европе, о предложениях — думаешь: как будет круто, если у него получится!
— Ты узнавал у Угальде, что происходило на самом деле?
— Подходил, общался. Спрашивал, хочет ли он уходить — Угальде был растерян. Говорил: с одной стороны, хочет играть в «Спартаке». А с другой, такие предложения из Европы бывают нечасто. В любом случае я счастлив, что он остался с нами.
— Говорят, ты тоже мог уйти. В СМИ писали об интересе «Бешикташа».
— Не буду раскрывать все карты (Смеется.). Были разговоры, но до какой-то конкретики не дошло. Узнавал — мне говорили, что есть интерес. Но после общения со «Спартаком» мы поняли, что сейчас перехода не будет.
— Тебе льстит, что тобой интересуются клубы из Европы?
— Приятно, конечно. Но в этот момент понимаешь, что надо работать еще больше, если за тобой следят там.
— Ты говорил, что уедешь в Европу только после чемпионства со «Спартаком». Если бы этой зимой за тобой пришел «Бешикташ», ты бы согласился на трансфер?
— В первую очередь я бы советовался со Станковичем. С клубом. Я с детства в «Спартаке», мне очень важно, чтобы все остались довольны. Коллективно бы решили. Я понимаю свою ответственность в том, что мы боремся за первое место. Просто так встать и уйти посреди сезона нельзя.
В команде меня называют львом — после пресс-конференции Станковича!
— Станкович — топ?
— Мне очень нравится, как он ведет себя в команде. В какой-то момент может пообщаться с тобой как друг, пошутить. Но как только начинается тренировка — сразу переключается, создает рабочую атмосферу. Впервые сталкиваюсь с человеком, который умеет разделять [такие вещи] и делает это правильно. Чувствуется, что футболист в нем «сидит» — его опыт и уверенность передаются каждому и очень заряжают. Меня он правда впечатлил.
— Александр Мостовой уверен: хороший тренер — тот, кто поиграл на топ-уровне.
— Это не всегда так. Не каждый хороший футболист становится великим тренером. Иной раз посредственный игрок вырастает в шикарного тренера. В ситуации со Станковичем совпало: шикарный футболист стал таким же тренером.
— Со стороны кажется: Станкович в первую очередь прокачал психологию футболистов.
— Что мне нравится: Деян всегда подбирает правильные слова перед игрой. Где нужно — добавит эмоций. В иной ситуации — успокоит. Умеет коротко и ясно объяснить. Всегда чувствуется, что он уверен в себе — а это передается команде.
— На каком языке вы общаетесь?
— Он очень хорошо говорит на английском. Если хочет поругаться на нас — использует итальянский (Смеется.). Бывает, на разборе игры использует итальянский язык, чтобы быстро донести свои мысли, показать наши ошибки.
— Ты обсуждал с ним ситуации со своим игровым временем?
— Перед началом сезона мы все обсудили. Я понял, что нельзя подпускать негативные мысли.
— На одной из пресс-конференций Станкович сказал о тебе: «Золотой футболист, настоящий лев».
— Видел это, да. Ребята посмеялись, называли меня львом после этого (Улыбается.). Было приятно услышать такие слова от тренера, но в футболе все быстро меняется — надо продолжать работать и доказывать. В один день назовут львом. А через несколько игр, если перестанешь работать, скажут, что ты команде не нужен.
— Ты в детстве смотрел игры Станковича?
— Да! Мой папа футболист, мы вместе с ним смотрели матчи «Интера». Помню гол Станковича Нойеру с центра поля!
Было бы странно не пожать руку Соболеву
— Главное впечатление в последних матчах — прогресс Умярова. Что Станкович с ним сделал?
— Мы надеемся, что Наиль продолжит в том же духе. Он рассказывал, что после рождения дочки у него поменялась жизнь, он стал мудрее. Так что много факторов повлияло на его прогресс. Плюс Станкович с ним много разговаривал: где располагаться, как двигаться. Деян ведь играл на этой же позиции.
— Победа над «Зенитом» убедила в том, что «Спартак» будет до последнего в чемпионской гонке?
— Я об этом говорил, когда мы на 10 очков отставали от первого места, ха-ха! На самом деле, как бы ни сложилась та игра, мы бы все равно продолжали бороться за золото.
— За счет чего «Спартак» оказался сильнее «Зенита»?
— За счет того, что мы прогрессируем, у нас лучше командная игра. Тот же «Зенит» много матчей выигрывал благодаря индивидуальным действиям.
— Перед матчем вы общались с Александром Соболевым — болельщики «Спартака» такое не одобряют.
— Понимаю, что среди болельщиков у него сложился определенный образ. Но когда мы видимся, можем спокойно поболтать, что-то обсудить. Конечно, при переходе из «Спартака» в «Зенит» нужно быть готовым к хейту. Но нам, футболистам, перекинуться парой фраз — совершенно нормально. Было бы странно выйти на поле и не пожать руки.
— Нет ощущения, что матчи «Спартака» с цска все равно более эмоциональные, чем против «Зенита»?
— А я их не разделяю. Игры с «Зенитом» и цска не принципиальнее матчей с «Ахматом» или «Факелом». Да, это дерби, перед выходом на поле меньше слов от Деяна — все осознают мотивацию. Но это у болельщиков разное отношение к дерби и обычным играм. А для нас все матчи важны.
— Финальное по этой теме: объясни, почему именно «Спартак» должен стать чемпионом?
— Потому что большая часть России этого хочет! А нам хочется сделать такой праздник. Помню, как я приехал в Воронеж после победы в Кубке России — каждый третий прохожий ко мне подходил и поздравлял. Провел там незабываемую неделю.
Не могу деревню променять на Мальдивы
— Ты как-то рассказывал, что обожаешь отдыхать в деревне Шапкино. Откуда такое стремление выбраться из мегаполиса?
— Шапкино для меня — райское место! Люди, живущие в городе, не понимают всю прелесть деревни. Я вот родился в Воронеже, но все детство провел за городом. Родители увозили меня туда на несколько месяцев. И я всегда ждал лета не для того, чтобы сходить с друзьями в кино — а чтобы уехать в деревню. Хотелось окунуться в эту беззаботную жизнь с лесами и полями. Я влюблен в Шапкино. В мире нет места лучше.
— У тебя там бабушка с дедушкой — помогаешь в хозяйстве?
— Как могу! Начиная от того, чтобы сводить корову на поле, и заканчивая уборкой сарая. Кстати, для деревни недавно музыкальные инструменты в школу покупали. Стараемся помогать во всем.
— Как же непривычно такое слышать от футболиста топ-клуба РПЛ.
— Это здесь я футболист, а там — любимый внук. Это еще одна причина, чтобы чаще приезжать в Шапкино, помочь бабушке с дедушкой. Там я отключаюсь от повседневной жизни, снимаю маску.
— Ты говорил, что ради Шапкино не полетел бы на Мальдивы. Давай сверимся: где провел летний отпуск?
— В деревне! Каждый год езжу только туда. Зимой — да, на море. Но, кстати, этой зимой отпуск длился пять недель: сначала мы съездили на море, на Новый год — в Воронеж, а 2 января я снова был в деревне!
— Девушку в Шапкино берешь с собой?
— Конечно, она тоже из деревни. Нормально к этому относится. У нас вообще в семье сложилось мнение: без деревни лета не может быть! Вот зачем нам летом море? В деревне есть речка, баня.
Опять же, в первую неделю отпуска можно особо не следить за питанием... И вот представь: просыпаешься, выходишь завтракать на улицу — а у тебя стопка блинчиков, пирожки, чай. И тишина. Такого нет ни в одном пятизвездочном отеле! Не могу деревню променять на Мальдивы.
— То есть девушка сама тебе напоминает: поехали в Шапкино!
— Мы оба понимаем, что нужно уделять больше времени бабушке с дедушкой. К сожалению, сейчас не так часто есть возможность побыть с ними. Но подбираем даты, учитывая, что я еще учусь в магистратуре.
— Как дела с учебой?
— Оканчиваю второй курс магистратуры, направление — тренер. С парами сложно, посещаю не все. Сессию закрываю сам. После этих сборов приехал и сдал все экзамены.
— А что с оценками?
— Троечки бывают. Вот школу окончил с золотой медалью. Мне хватило! Летом у меня защита диссертации.
— В каком она состоянии?
— Почти готова! Раз я учусь на тренера, то многое могу объяснить своими словами — я с четырех лет в футболе. Когда встречаюсь с темой, например, по тактике — никаких сложностей не возникает. Писал диссертацию постепенно.
— Какая тема?
— «Эволюция тактики в футболе».
— Золотая медаль в школе и профессиональный футбол — дай совет молодым, как совмещать учебу и карьеру?
— Наверное, это идет от воспитания. В юношеском возрасте очень многое зависит от родителей. Например, когда я только переезжал в интернат «Спартака», мне родители сказали: «Если ты скатишься по учебе, мы тебя заберем». Сейчас они объясняют, что говорили так для запугивания. У меня не было такого, что я переживал из-за оценок, но я все равно старался. Первые 1,5 года «проехал» на небольшом страхе, что меня могут забрать из «Спартака» из-за учебы. Поэтому бывали ситуации, когда свободное время я тратил на уроки, а не на то, чтобы с ребятами съездить в город. Ну считали меня ботаником, ха-ха!
В 11-м классе появилось нововведение — для подтверждения золотой медали нужны были баллы ЕГЭ: больше 70 за русский язык и математику. Я написал русский язык на 80 баллов, математику — на 74. Все честно!
Самая дорогая покупка — квартира в ипотеку
— Максим Глушенков рассказывал, что после матчей может позволить себе пива для восстановления. Ты тоже?
— Я к алкоголю вообще очень спокойно отношусь. Никакого пива после игр! Могу пиццу съесть, чтобы закрыть углеводное окно. А дальше — домой, позвонить родственникам, пообщаться, после игры все выслушать от всех и спать. Честно, я вместо пива лучше «Мучкапский лимонад» выпью из деревни.
— Твоя самая дорогая покупка в жизни?
— Квартира в Москве. В ипотеку. Успел взять по хорошей ставке — восемь процентов! Еще и несколько лет копил на первоначальный взнос.
— Представь, что тебя зовут в Европу. Но зарплата — в два раза меньше, чем сейчас. Согласишься?
— Сто процентов! Любая зарплата — главное, чтобы предложение устроило «Спартак». Понимаю, что у меня есть ответственность перед семьей, но на какое-то время можно ужаться. Я-то не транжира, откладываю деньги. Да и родители у меня работают. Не буду в первую очередь думать о зарплате.
— Главная мечта Руслана Литвинова?
— Стать чемпионом со «Спартаком». И чтобы в семье все было спокойно. Главное — здоровье близких, счастье и любовь.