Первое интервью испанского главного тренера «Спартака» Хуан Карлоса Карседо.
— Обычно мы говорим «Добро пожаловать!», но в вашем случае уместнее сказать «С возвращением!».
— Мне по-настоящему повезло вернуться в Россию и снова стать частью спартаковской семьи. С нетерпением ждем начала сборов. Прекрасно понимаем, какая это сильная команда, какой большой клуб. И сделаем все, чтобы завоевать новые трофеи, добиться успеха.
— Вы познакомились со стадионом, музеем, тренировочной базой. 14 лет назад ничего этого у «Спартака» не было.
— Я очень впечатлен! Стадион самый современный. База тоже, она расположена совсем рядом с ареной. Конечно, не сравнить с тем, что мы имели в те годы, когда я работал здесь первый раз. Клуб проделал большой путь в развитии. И сейчас мы видим его масштаб.
— Как вы встретили предложение «Спартака»?
— Мой штаб был доволен работой на Кипре. Но когда тебя зовет «Спартак», ты просто не можешь отказаться. Для меня это вызов. В первый период здесь я и Унаи Эмери были еще молоды. Это был наш первый опыт в другой стране. Сейчас я и мои помощники готовы лучше. Думаю, мы способны показать результат.
— Как прошли переговоры с руководством нашего клуба?
— Довольно легко. К тому моменту мы уже решили принять это приглашение. Воодушевлен возможностью вернуться, принять новый вызов.
— Вы работали в лондонском «Арсенале» в одно время с Франсисом Кахигао. Познакомились с ним еще тогда?
— Да, мне повезло узнать его раньше. Мы общались, когда трудились в «Арсенале». И я знаю, какой это большой профессионал. Франсис рассказал о проекте, который строит «Спартак». И когда он предложил вернуться, я заверил, что готов как можно скорее сделать этот шаг.
— Ваш прежний клуб «Пафос» продолжает борьбу за выход в плей-офф Лиги чемпионов. Сложно было покинуть команду в такой момент?
— Понимаю тех, кого это удивляет. Нам было комфортно в «Пафосе», нам нравилось там работать, многое получалось. Но порой приходится принимать сложные решения. Думаю, мы сделали правильный выбор. В «Спартаке» перед нами стоят высокие цели, которых мы можем достичь.
— Вы уже успели изучить возможности нашей команды?
— Я посмотрел все матчи команды в первой части сезона. Отлично знаю состав, понимаю его потенциал. На мой взгляд, в «Спартаке» много сильных игроков. Постараемся своей работой вместе с ребятами и с поддержкой болельщиков улучшить положение в таблице. Такой клуб определенно заслуживает быть выше. Это наша главная цель на вторую часть сезона.
— Как будет строиться работа на сборах в Дубае?
— Клуб заранее все подготовил. Нас полностью устроил план сборов. Дубай — отличное место для работы к возобновлению сезона. Погода, уровень инфраструктуры, качество полей — все необходимое для команды и штаба. К началу марта мы должны быть хорошо готовы.
— Что для вас первоочередная задача?
— Хочу поскорее лично узнать ребят. Поговорить со всеми. Постараться донести наши идеи. И создать единую команду. В больших клубах это самое главное. С первого дня будем думать именно об этом. Времени в Дубае у нас будет для этого достаточно, пять–шесть недель.
— Что скажете команде на первом собрании?
— Постараемся дать понять ребятам, что мы очень мотивированы и амбициозны. Что мы осознаем, в какой клуб пришли. И что все должны понимать: «Спартак» обязательно должен быть успешен. Это очень важно.
— Для вас большой плюс, что «Спартаке» много испаноговорящих игроков?
— Я много лет работал в других странах. Сегодня футбол — международный вид спорта. Практически все владеют иностранными языками. Английский звучит чаще всего. Но и русский язык тоже необходимо изучать. Для общения с местными игроками и в плане уважения и понимания русской культуры. Чтобы с максимальной пользой проводить тренировки, чтобы быстрее привыкнуть к российской лиге. И чтобы, как я уже сказал, иметь сплоченную команду.
— Расскажите о помощниках, которые пришли вместе с вами.
— Я знаю каждого из них уже много лет. Мы вместе добивались успеха в «Севилье», три года подряд выигрывали Лигу Европы. Знаю их способности. Каждый из нас постарается передать игрокам все свои знания и мотивацию. Будем усердно трудиться, чтобы порадовать болельщиков, ради которых и играет команда.
— В штабе остается Вадим Романов.
— На мой взгляд, он проделал огромную работу в концовке первой части сезона. Мы пообщались. Я сказал, что для меня его помощь будет очень важна. Нам необходимо как можно лучше понять лигу, соперников, наших игроков. Вадим будет очень важным членом нашего штаба.
— В «Спартаке» работает Артём Ребров, которого вы тренировали в 2012-м. Каким он вам запомнился?
— Большой профессионал и сильная личность. Несколько дней назад я позвонил Артёму. Заверил, что он тоже нам очень пригодится, в том числе в тренировочном процессе. Мне очень важно иметь российских специалистов рядом с собой. Я привык, когда в штабе немало людей. И Артём будет с нами с первого дня.
— Каким вам запомнился первый период в «Спартаке»?
— У меня остались о нем хорошие воспоминания. Мы здорово начали сезон. Да, затем не все получилось, но это все равно был отличный и полезный опыт. Мы были молодым тренерским штабом. Сейчас опыта у нас намного больше. И на этот раз хотим сделать так, чтобы фанаты нами гордились.
— Как думаете, почему 13 лет назад не удалось добиться успеха?
— Адаптация давалась непросто. Мы не очень хорошо знали английский, по-русски тоже не понимали. Конечно, с первого дня старались запоминать фразы. Но нужно больше времени, чтобы внедрить в команде свои идеи, объединить всех, включая болельщиков, вокруг одной цели. Сейчас перед нами такая же задача.
— Вы встретили на арене водителя Владимира, который работал в «Спартаке» во времена Эмери. Как и массажист первой команды Андрей, администратор Сергей.
— Да, несколько людей остались в клубе еще с тех пор. Это очень ценные кадры. Ведь преданность на протяжении 15 лет и больше говорит о том, что цвета «Спартака» у них в сердце. Очень рад был встретить их снова.
— Вы по-прежнему близко общаетесь с Эмери?
— Да, он написал мне пару дней назад. Пожелал успеха в «Спартаке». Я в свою очередь пишу ему или звоню каждый раз, когда он выигрывает с «Астон Виллой». Сегодня Унаи — большой тренер. Не знаю, поработаем ли мы снова вместе. Но как минимум хотелось бы сыграть однажды против его команды в еврокубках.
Мы часто общаемся, ведь у нас одно понимание футбола. Делимся мнениями и идеями. Главное, чему меня научил Унаи: если трудиться по-настоящему усердно, то награда обязательно тебя найдет.
— Как сформировался ваш многолетний дуэт с Унаи?
— Мы вместе играли за клуб «Леганес» из пригорода Мадрида, вместе учились в университете. И затем собрали свой тренерский штаб. Вместе добились больших успехов, получили богатый опыт в больших командах. Унаи — мой друг.
— Каким игроком вы были? Бывшие партнеры говорят, что вы уже тогда проявляли тренерские навыки.
— Я был не самым классным игроком. Но действительно всегда много говорил на поле и подсказывал, действуя в центре. Часто был капитаном. Это было в командах второй лиги, но свою личность я всегда проявлял.
— Всегда мечтали стать тренером?
— Да. Получил первую лицензию еще до завершения карьеры, стал ассистентом. Закончил играть из-за травмы, но хотел остаться в футболе. Вся моя жизнь с ним связана. Это то, что я люблю.
— Известна ваша любовь к тактике и разбору соперников. Ради DVD с записью матча вы могли проехать 300 километров.
— Это было в «Альмерии», где мы впервые работали вместе с Эмери. Вышли в высший дивизион и заняли там 8-е место — лучшее в истории клуба. В то время я посещал очень много матчей соперников, анализировал диски с записями игр, делал нарезки. Тогда еще не было приложений, как сейчас. И ради диска действительно приходилось ездить по несколько сотен километров.
— Говорят, ваши теоретические занятия бывают довольно долгими.
— Я постараюсь их не затягивать! Понимаю, что вместе с переводом мои речи могут быть слишком длинными. Но в любом случае наш штаб уделяет большое внимание видеоанализу. Убеждены, что прогресса можно добиться не только на поле, но и работой с видео. 15 лет такого опыта это доказывают. Хотим повторить это и здесь.
— В штабе Эмери вы отвечали за оборону и «стандарты».
— У меня было немало обязанностей. За много лет они менялись, но я всегда чувствовал себя важной частью команды Унаи.
— «Спартак» — это традиционно много атакующая команда.
— Да, но самое главное — правильный баланс. Лучшая команда — не только та, которая много забивает, но и которая играет «на ноль». И мы хотим найти этот баланс. Понимаем, что у нас есть очень сильная атакующая линия. Но столь же важно не пропускать, чтобы быть ближе к победам.
— В прессе одно время вас называли «плохим полицейским» в штабе Унаи.
— Возможно, на каком-то этапе я и выполнял такие функции. Но в целом всегда стараюсь быть в тесном контакте с игроками, иметь с ними добрые отношения. Многие из тех, кого я тренировал раньше, по сей день со мной на связи, спрашивают о каких-то тактических деталях. Не должно быть проблем с тем, чтобы игроки выполняли наши требования и полностью выкладывались.
— После работы с такими звездами, как Мбаппе и Неймар, вас ничем не удивить?
— Именно так. «ПСЖ» во Франции — это особое измерение. Как «Спартак» в России или «Барса» с «Реалом» в Испании. В команде собраны большие звезды, которых нужно понять. Тренировать их непросто, но это такие же люди. Время, проведенное в Париже, пошло нам на пользу.
— Как ассистент вы взяли много трофеев с «Севильей» и «ПСЖ». Какой из них особенно цените?
— Все важны, но с особой теплотой вспоминаю первую победу «Севильи» в Лиге Европы. Это было что-то особенное. Даже не предполагали, что сумеем добиться такого успеха. А затем сделали это еще два раза подряд. Затем был «ПСЖ» — настоящий топ-клуб. Как и «Арсенал». Работа в Англии — особый опыт.
— Английский чемпионат — лучший в мире?
— Думаю, да. Не только по уровню игроков, по ритму, по уровню тренеров. Но и по тому, как болельщики умеют получать удовольствие от футбола.
— Почему после «Арсенала» вы решили начать свой самостоятельный путь?
— Мы работали с Эмери на протяжении 14 лет, и мне захотелось нового вызова. Унаи хотел вернуться в Испанию, а я — попробовать себя в роли главного тренера. Думаю, это нормально после стольких лет в роли ассистента.
Я многое взял от Эмери. Ведь все эти годы мы делились идеями. Но у меня есть и собственные черты. Я был помощником главного, мог исполнять его обязанности, но еще отвечал за стандартные положения. И мы часто были в этом хороши, пробовали много разных ходов при «стандартах». Думаю, сегодня все понимают, как важен этот аспект в футболе.
— В «Пафосе» вы выиграли сначала Кубок, а затем чемпионат Кипра. Чувства от этих побед не сравнить с теми, что были в роли помощника?
— «Пафос» — клуб с амбициями, но мы даже не ожидали, что за столь короткий период сможем взять два трофея. А после Кубка и чемпионата удалось выйти в основной раунд Лиги чемпионов. Фанаты поддерживали и любили нас. Это главное счастье в футболе: побеждать и ощущать за это благодарность людей.
— Для «Пафоса» это были первые трофеи в истории, а от «Спартака» их ждут всегда. Готовы к совсем другому давлению?
— Конечно. И мы приехали сюда именно за этим: за победами и за желанием сделать так, чтобы болельщики нами гордились. У «Спартака» есть все, чтобы в ближайшие годы пополнить свою богатую коллекцию новыми трофеями.
— В какой футбол должен играть ваш «Спартак»?
— Мы хотим доминировать на поле. Я тоже люблю атакующий футбол. Но важен баланс, о котором я говорил. У меня богатый опыт построения игры в обороне в штабе Эмери. И здесь «Спартак» точно может прибавить.
— Вы поклонник идей Арриго Сакки. Почему вам близки методы итальянца?
— Мне повезло поиграть под его руководством — в мадридском «Атлетико». Я был молод, а Сакки был тогда словно идол. Его система защиты в «Милане», применение офсайдной ловушки… Это что-то невероятное. И хотя я был еще молод, но научился многому.
— Вы тренер, который подстраивается под имеющийся набор игроков, или команде предстоит адаптироваться под ваши идеи?
— Думаю, я больше адаптируюсь сам. У меня есть принципы, но я готов использовать разные системы, разную тактику, исходя из того, какие у меня игроки. Поэтому сначала мы донесем до ребят свои идеи, но затем будем учитывать, кто есть в команде.
— Для вас важно давать шансы воспитанникам клуба?
— Мы всегда работали с талантливой молодежью. Так было в «Севилье», «Арсенале», «ПСЖ». Кто-то дебютировал под нашим руководством. У «Спартака» тоже есть яркие воспитанники. Конечно, они должны чувствовать себя частью клуба. Здорово, что сейчас у нас впереди несколько недель сборов. И мы сможем получше познакомиться с молодыми игроками, которые поедут с нами, дать им игровые минуты. У них будет шанс показать свою готовность.
— Будете следить за молодежными командами «Спартака»?
— Обязательно, будем за всеми наблюдать. Есть талантливые ребята, на которых Франсис уже посоветовал обратить внимание. Будем давать им шансы.
— Вы сильно изменились за прошедшие 13 лет?
— С годами все мы меняемся как личности. Сегодня я точно сильнее как тренер. Стал опытнее. Мы постараемся помочь игрокам. Я считаю, что сейчас состав «Спартака» сильнее, чем был тогда. И через ежедневную работу мы должны добиться лучшего результата.
— Игроки «Спартака» 13-летней давности вспоминают вас как очень спокойного тренера. Стали эмоциональнее?
— Думаю, да. Сейчас я пришел в клуб в новой роли. Горд, что снова стал частью «Спартака». Рад вспомнить те времена. Вновь ощутить поддержку болельщиков. Мы приняли большой клуб, время браться за работу.
— Вы будете в Москве вместе с семьей?
— После сборов сюда прилетит моя жена. Она тоже очень рада возможности вновь оказаться в Москве. Лучше узнать город и наш клуб. Мы будем делить друг с другом эти чувства.
— Как вы проводите свободное время?
— Даже в свободное время я много думаю о футболе. Но чтобы сохранять тот самый баланс, важно иногда просто прогуливаться с женой, смотреть фильмы, ходить в ресторан. Я тоже хочу получше узнать Москву, которая явно сильно изменилась.
— Что скажете нашим болельщикам?
— Самое главное для нас — сделать так, чтобы вы гордились командой. Мы будем биться ради вас. Знаем, как много значит для вас «Спартак». И постараемся донести до игроков, до всех в клубе, что в ближайшие годы нам необходим успех, необходимы трофеи. Сделаем для этого все, поверьте мне.
Новости Команды