
— Многие говорят о том, что уровень игры в чемпионате России продолжает деградировать. Как вам кажется, это неизбежный процесс?
— Я не знаю, деградирует он или не деградирует. Понятно, что изоляция делает его хуже. Но, с другой стороны, приток денег больший, чем было раньше. Это благодаря телевизионному контракту, контракту с букмекером и деньгам за Кубок. Деньги не только развращают, но и дисциплинируют и мотивируют. Я надеюсь, что, наоборот, какие-то вещи, которые ограничивают, заставят развиваться, может быть, это породит какие-то изменения, и это приведет к другому треку — к треку развития и улучшения. Ведь, с одной стороны, кто-то говорит, что он деградирует, а с другой — что он очень интересный и стал интереснее, чем был. Соответственно, он вызывает интерес. А если есть спрос на интерес, есть спрос на возможность коммерциализировать и развиваться.
— В прошлый наш разговор вы назвали Федуна лучшим президентом футбольного клуба в России. А как вам Малышев?
— Я знаю о нем по предыдущей работе. А сейчас встречался с ним только один раз, он произвел на меня очень хорошее впечатление. Рискну утверждать, что он этакий Тед Лассо (тренер футбольного клуба из одноименного комедийного сериала. — «РБК Спорт») русского футбола. Разговаривал с футболистами, они тоже отзываются о нем как о человеке, сконцентрированном на главном, очень доброжелательном и настроенном на позитивное решение. То же касается его взаимоотношения с сотрудниками в клубе. А также это видно по его интервью, после хороших и особенно не очень матчей.
— Продолжая тему «Спартака». Уедет ли из клуба Руслан Литвинов?
— Сейчас идет много дискуссий, нужно ли уезжать, или нет. Вообще про российских футболистов: я считаю, что в каждом случае это отдельный вопрос, который зависит от возможностей, желания этого игрока приобрести. Желания самого игрока, как вы помните, — это не самое главное, а главное — желание клуба. К Руслану был предметный интерес, и с этим в середине июля мы пришли в «Спартак», который категорически отказался это обсуждать, заявив, что Руслан не продается. Мы с уважением к этому отнеслись, это приняли, поэтому не занимались переходом в это трансферное окно.
— А куда?
— К нему был интерес из Франции, Испании и Италии. Понимая, что многое должно сойтись, мы хотим договориться с клубом, чтобы через год, если будет предложение, которое устроит «Спартак», которое будет интересно Руслану, будет значимое и привлекательное со всех сторон, чтобы мы все его рассмотрели и попробовали реализовать. А сегодня нет сомнений, что Литвинов будет работать на максимуме на тренировках, играть и стараться приносить пользу команде, если, конечно же, у него будет такая возможность. А если не будет, то заставлять тренера такую возможность ему давать — все той же работой на тренировках и минутами игры, которые будут ему доставаться.
— Кто готов из российских футболистов ехать в Европу? Кто готов технически и ментально?
— Руслан Литвинов, Константин Тюкавин, Эдуард Сперцян.
— Сейчас идет суд между игроком «Спартака» Михаилом Игнатовым и его бывшим агентом Александром Маньяковым. На чьей вы стороне?
— Я не буду давать юридическую оценку этого дела, суды еще идут, и, если честно, надо изучать документы. С чем я не согласен, так это с превалирующим мнением в агентской среде, что это дело идет на пользу, что оно дисциплинирует футболистов и будет заставлять их выполнять подписанные документы. Мне так кажется, это дело больше вредит агентскому сообществу, ничего не добавляет его имиджу, а еще больше демонизирует его. Мне кажется, вред будет еще больше, ребята будут бояться подписывать документы, вообще иметь дело с агентами. Ведь всем заметна непропорциональность проделанной работы, избыточность последствий выхода из договора. Это точно принесет больше вреда всему сообществу и как минимум бизнесу самого агента.