Чемпион России — о себе, «Спартаке» и ссоре Карреры с Глушаковым.
— Недавно вы встречались с Сальваторе Боккетти, Евгением Макеевым, Артемом Ребровым. Не хватало только Дмитрия Комбарова, чтобы воссоединилась чемпионская линия обороны?
— Да. Рад был всех увидеть. Посидели, поболтали. С Сальвой было интересно пообщаться на тренерскую тему, у него уже есть опыт работы в серии А. Макеев свою футбольную школу открыл, играет в медиакоманде. А Реброву марафоны нравится бегать, кайфует от работы техническим координатором.
— Ультрамарафон ему по силам?
— Чтобы потом откачивали и давали кислородом дышать? (Смеется). Пусть бегает свои небольшие дистанции. Он за всю карьеру столько на поле не пробежал, сколько сейчас.
— Чемпионство вспоминали?
— Конечно. Воображали, что было бы дальше.
— И до чего фантазии дошли?
— Что той бандой могли побеждать и побеждать.
— Могли бы быть на месте «Зенита» и бороться за седьмой титул подряд?
— Тяжело сказать, но два-три года точно могли брать золото.
— А еврокубки?
— По составу могли бы пошуметь в плей-офф. Если бы еще и точечные приобретения сделали. Не знаю, дошли бы до финала или нет. Например, с «Ливерпулем» отбивались, сыграли 1:1. А с АЕКом пропустили нелепые голы и вылетели из квалификации.
***
— С Каррерой поддерживаете связь?
— У его жены был день рождения, лайк поставил. Хорошо, что сейчас не выгонит в дубль (смеется).
— Осознал ли он ошибку?
— Надо спрашивать у него. Мне кажется, что осознал. Но я бы не назвал это ошибкой, это было тренерское решение. Он привел «Спартак» к чемпионству, дальше надо было развивать и доводить дело до ума. Но получилось так, как получилось. Болельщики его любят, руководство уважает. Человек точно оставил след в истории клуба.
— Ваша ссылка в дубль стала катализатором дальнейшего развала команды?
— Все может быть. Только таких факторов было больше.
— Каррера помирился с Глушаковым.
— Ага, нежданчик был для коуча (смеется).
— Думаете, для него встреча с Денисом была неожиданностью?
— Было видно, что Массимо не в восторге от этого. Но в любом случае лучше помириться публично, а какое отношение друг к другу останется — это уже второй вопрос.
— Теперь, прежде чем поставить лайк, читаете сообщения?
— Не всегда (смеется).
***
— Другой ваш бывший одноклубник, Георгий Джикия, все лето сидит без работы. Как и Артем Дзюба. Почему?
— Думаю, что здесь играют роль возраст и финансовые условия. Топовым клубам в России они не нежны. Ребята и сами, наверное, понимают, что таких денег, как раньше, получать не будут. Если бы «Химки» предложили 500 тысяч евро в год, вряд ли бы они пошли играть.
— Не заканчивать же карьеру?
— Останешься без игровой практики, о тебе станут забывать. Время такое, что везде тянут молодых. Уже в 30 лет тяжело найти команду. Возможно, Дзюба и закончит в этом году. Был бы вариант, он бы уже уехал играть. Может быть, Артем какое-то шоу на ТВ будет вести, он расположен к этому. А Джикия не такой. Георгий скорее помощником тренера станет или спортивным директором.
— Почему «Спартак» в большинстве случаев не может расстаться с заслуженными людьми по-хорошему?
— У каждого своя история. Мне предлагали небольшие условия, я согласился и остался. Тедеско говорил, что я буду выходить на 10-15 минут, что я нужен ему как помощник в общении с игроками. Я согласился. Ваноли же мне сказал, что я буду у него тренером. Предложил ему хотя бы посмотреть на меня как на игрока, может, пригожусь. Но нет: нужен в штабе. Я осознавал, что мне 39 лет, куда бодаться?
Мог уйти условно в «Химки» или куда-то еще, пыхтеть, доказывать. Но где гарантии, что играл бы? А так - я в «Спартаке», в лучшем клубе страны, который много раз продлевал мой контракт, нуждался во мне. А Жене Макееву давали маленькие условия, но он не захотел — ушел. Оказался во Второй лиге, сейчас в Медиалиге играет. Пусть там деньги чуть меньше, но зато не надо тренироваться каждый день, ездить куда-то.
У нас тоже есть медийная команда «Станица», но без зарплат. Собираемся и играем благотворительные матчи в Краснодарском крае. Два Бузникина, Лайзанс, Синицын, Кулик, я, другие ребята — из КВН, других сфер. На игру пришел полный стадион, собрали 500 тысяч и отдали детям. Для людей это праздник. Они смотрят на нас, потом общаемся, фотографируемся. Сейчас зовут и в другие станицы.
***
— На днях вы дебютировали в роли и. о. главного тренера «Кубани» в Кубке России. А какие успехи можете выделить за время работы в клубы?
— Появилась молодежная команда, я собирал ребят, изъявил желание тренировать их. Буквально за 3-4 месяца сформировалась хорошая команда. С учетом трансферного бана у клуба, школа и молодежная команда необходимы, это будет мостик для выпускников. Уже шесть человек подписали контракты с «Кубанью», некоторые ребята сыграли в матче Кубка России. Двоих отправил на первенство края играть. Так бы они закончили с футболом, а мы их карьеру реанимировали, дали шанс проявить себя. Думаю, это неплохой результат. Новое руководство клуба довольно.
Конечно, особняком в городе стоит «Краснодар», но столько детей не поместятся в одну команду. Слухи о нас расходятся, интерес к школе растет. Надеюсь, появится конкретная стратегия, талантливых парней можно будет развивать и продавать в другие клубы. Плюс сама команда должна играть на высоком уровне.
— Детей приводят после неудачных просмотров в «Краснодаре» или кто-то напрямую идет к вам?
— Сейчас набираем мальчиков и девочек 2015-2016 годов рождения. Они приходят по территориальному признаку, родителям удобнее возить детей к нам, чем в академию «Краснодара». Есть и те, кто приходят к нам из академии Сергея Галицкого. Главное, что сделан первый шаг, есть поддержка со стороны руководства.
— Что будет важнее для вас: спортивный результат или стабильное пополнение первой команды своими воспитанниками?
— Для начала — переход в первую команду. А после надо будет подкреплять результатом, заявлять о себе, показывать свой футбол. Сейчас мы играем на первенство города, идем в первой пятерке, разница мячей существенная. И это команда, которой всего несколько месяцев. Считаю, хороший результат. Многие пишут, звонят, просятся на просмотр. Я и сам играю в команде 8 на 8, на первенство края. Езжу, смотрю, анализирую. Все под контролем.
***
— Имя Андрея Ещенко влияет?
— Отчасти. Например, бывший вратарь «Краснодара» Андрей Синицын у меня тренером работает. Влада Кулика подтянули. Помогает Николай Николаевич Южанин, маэстро Краснодарского края и не только. У нас хорошая банда, тренерская база есть.
— Люди все именитые. Но вряд ли бы они пошли работать тренерами в детско-юношеский футбол, не будь у них финансовой подушки, накопленной во время карьеры.
— Они все живут в Краснодаре, хотят развиваться и научить пацанов футбольному образованию. Да, деньги тут не на первом плане. Если бы хотели заработать, наверняка уехали бы.
Если ты реально хочешь быть тренером, то надо пройти все стадии — юношей, "молодежку" и дальше. У тебя на профессиональном уровне в любом случае будут молодые футболисты, и ты должен уметь с ними работать. Это не возрастные "профики", с которыми достаточно переговорить.
— Кадры со своей игрой показываете?
— Я еще не такой архивный (смеется). Пока показывать Лигу чемпионов им не надо, пусть идут от простого к сложному.
— Игорь Денисов как раз запрещает смотреть матчи чемпионата России. Как такой подход?
— Он видит так. У меня никаких ограничений нет, главное, чтобы игрок выполнял то, что я даю. Тут все просто: сильные качества улучшать, слабые — подтягивать.
***
— Артем Ребров в «Спартаке» курирует молодежь. С ним советуетесь по каким-то вопросам?
— Мне административная работа не очень нравится, но понимаю, что если я хочу быть тренером, то должен знать разные нюансы.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Выбивание денег. Бывало, что и свои средства давал, а потом писал письма, мне возвращали деньги. Слава богу, сейчас все иначе.
— Из кого выбивали деньги?
— У генерального директора (улыбается). Приходим, объясняем, что хотим изменить. Сейчас немного подняли зарплаты тренерам. Встречались со спонсором, он за свой счет купил всей школе экипировку.
— Сколько у вас получает тренер?
— Думаю, что-то среднее по городу.
— Больше 50 тысяч рублей?
— Ненамного. Была бы возможность, платили бы больше.
— Не ужаснулись системе детско-юношеского футбола?
— Есть такое. Вот кто из бывших футболистов пошел бы за 50 тысяч тренировать? Или как Денисов и Зобнин - тратить миллионы на свои команды? Я приехал в Краснодар из-за семьи, попросился в «Кубань» — мне дали возможность работать.
— Павел Мамаев открыл академию в ОАЭ. У вас не было желания уехать?
— Мне в Дубае делать нечего. Я хотел сделать школу в Иркутске, но из-за изменений у властей не получилось. Я общался с Федей Смоловым, он вместе с Пашей держит академию. Им нравится.
— Если верить СМИ, Смолова звали в Мексику. А у вас самый экзотический вариант откуда был?
— Ничего такого. Были слухи про Германию, якобы клуб бундеслиги звал, но до конкретики дело не доходило.
***
— Правда ли, что в «Спартаке», когда не попадали в заявку, вы ходили в VIP-ложи, чтобы решить личные вопросы?
— Так я на трибуне всегда сидел в пресс-ложе с [пресс-атташе "Спартака" Леонидом] Трахтенбергом. Даже фото есть. Иногда был на VIP, где места для футболистов, там еще актеры собирались и те, с кем по четвергам в футбол играли. Не думаю, что там можно было решать свои вопросы. Опять же, «Спартак» продлевал мой контракт, дал возможность войти в тренерский штаб, потом я пошел работать в академию. За это я благодарен клубу.
— Когда позовете в свой домик в бухту Песчаную? Говорят, там кислородные места и лучшая локация на Байкале.
— На Байкале много всего понастроили, сам никак не могу доехать. А дома у меня там нет. Наговаривают. Вот в Иркутске у меня была квартира. Когда играл в «Химках», Андрей Червиченко мне говорил: «Покупай квартиру в Москве». Отвечал: «Нет, я в Иркутск уеду, буду там королем жить за эти деньги». Прошло полгода: хочу в Москву (смеется).
Андрей Владимирович в футбольном плане мне помогал, дал мощный толчок. И Сашу Данишевского за уши вытаскивал много раз.
— В чем это выражалось?
— Отправил меня в киевское «Динамо». В 19 лет я оказался в таком большом клубе! А потом стал лишним из-за ограничений по легионерам и ушел в «Днепр».
— Отношения с людьми, с которыми играли на Украине, остались?
— Раньше — были. Но сегодня не лезем друг к другу.
— На уровне поздравлений с днем рождения и с Новым годом?
— Если не реже. Многие телефоны поменяли. Я понимаю, что лучше не писать, не провоцировать на ненужные разговоры.
***
— В ближайшие три года в профессиональном плане какими будут?
— Думаю, что до зимы урегулирую семейные вопросы и буду искать варианты работы тренером во взрослой команде. Я по этой теме ни с кем не общался, в клубы не звонил. Да, есть заинтересованность во мне, но пока я в «Кубани».
— Это Первая лига?
— Не обязательно. Помощником быть не хочу, есть желание развиваться как главный тренер. У меня есть лицензия УЕФА А. Опыт работы в профессиональном клубе тоже — с Южаниным готовили команду к первому матчу «Кубани» после отставки Евсеева. Вадим тогда говорил: "Возьмите Ещенко, он сможет".
— А если «Кубань» предложит?
— Еще лучше! Тем более семья тут.
— К разъездам готовы?
— Да. Я с Иркутском в свое время немало покатался на автобусах (смеется).
— А если топовый клуб предлагает войти в штаб?
— Если «Спартак» — то я пойду с удовольствием.