Бывший капитан красно-белых — о матче с «Зенитом» и будущем Станковича.
Жедсон — мастер. Видно, что ему доверяют
— Егор Ильич, как вам текущие результаты «Спартака»?
— Хотелось бы, чтобы команда шла выше в таблице. Нынешнее положение не устраивает всех. Станкович сталкивается с давлением, но нужно понимать, что «Спартак» есть «Спартак». Уверен, подобное он видел в «Црвене Звезде» и «Ференцвароше».
На сегодняшний день «Спартак» нельзя назвать одним из лидеров чемпионата. Гегемоном долгое время был «Зенит», но и с ним уже можно играть. Могли их побеждать — тем более питерцы остались в меньшинстве.
Но опять поверили, что должны взять три очка «на автомате». Еще и Соболев забил, свой. Помним, как нам забивал и Артем Дзюба. Есть фактор бывших игроков, который в очередной раз подтвердился.
— При этом у «Спартака» было много моментов, чтобы выиграть.
— Ключевой момент — пенальти. Забивайте — 3:2, и вопросов нет. Победа и счет были бы по делу. Мы помним, как исполнял 11-метровые великий Беланов: разбегался, бил со всей силы... Все, иди на центр. Без всяких обманных движений, как это сейчас модно. Страдает команда... Но я не хочу винить Барко, он забил много важных мячей до этого! Сейчас и пенальти надо еще реализовать — у вратарей приличная статистика отбитых ударов. В общем, расстроился из-за результата, но Барко не виню. Как есть, так есть.
— При этом назначение пенальти вызвало вопросы.
— Могу апеллировать вам игрой «Динамо» — цска, когда Левников посмотрел видеоповтор с фолом на чистый пенальти, как мне кажется, но не назначил его. Момент разобрали [после матча] и сказали, что это 11-метровый. Как это все у нас происходит, для меня большая загадка.
— Как вам форма Жедсона? Он именно тот, кто будет делать разницу?
— Видно, что ему доверяют и тренерский штаб, и футболисты. Мастер. Давайте последим, что будет дальше.
— Кто стал лучшим игроком матча?
— Не стал бы говорить на эту тему. Есть результат, который не устроил ни «Спартак», ни «Зенит». Но мне кажется, в последнее время неплохо выглядит Руслан Литвинов. Понятно, что он опорный полузащитник, но сейчас [выходит] в защите. Дай бог, чтобы у него все получалось.
— Александр Соболев столкнулся с давлением и провокациями как во время матча, так и после. Понимаете, как играть в таких условиях?
— В моей карьере такого просто быть не могло — у меня был клубный патриотизм. Я не мог перейти из «Спартака» в стан принципиального соперника. При этом не скажу, что для меня это неприемлемо. Мы проживаем одну жизнь, а футбольная длится всего 10-15 лет, за которую нужно обеспечить себя, семью. Не имею права судить Соболева, Дзюбу, Быстрова. Если им принесло это пользу — значит, так должно и быть.
Это «Спартак», где одна ошибка — и до свидания
— Сколько еще времени нужно доверять Деяну Станковичу?
— Если убираешь тренера, то сразу возникает вопрос: а кто следующий? Сто процентов велись переговоры — дыма без огня не бывает. Наверняка руководители кого-то рассматривают. Но в «Спартаке» слишком часто меняются тренеры. А я помню еще времена Олега Ивановича Романцева, который работал 15 лет. Кто-то скажет: «Ну, это Романцев!» А я отвечу, что и у Станковича хорошая карьера, по ходу которой он выигрывал и в Сербии, и в Венгрии. Может, ему мешают эмоции. Хотелось, чтобы было иначе. Победили бы «Зенит», и сейчас бы говорили о полном доверии.
— А чего не хватает Станковичу? Ему привозят дорогих легионеров, есть качественные россияне...
— Опять же, если бы шли победы, мы бы сейчас даже не рассуждали в таком ключе. Надеюсь, что в ближайшие туры результат появится. Да, у команды хорошие иностранцы, топовые россияне. Мне бы хотелось, чтобы было больше доверия российским игрокам. Например, к тому же Руслану Литвинову можно уже примерить роль лидера. Есть Наиль Умяров. Но у меня вопросы по Саше Максименко, который все чаще ошибается. Как я знаю, еще в дубле с ним работал Ренат Дасаев — тогда Саня быстро вырос. Не знаю, кто работает с Максименко сейчас, но мы видим результативные ошибки — это пугает.
— Вы отметили Умярова, который действительно вышел на новый уровень. За счет чего?
— С приходом Станковича функционал Умярова изменился. Раньше играл «назад-поперек», а теперь все направлено вперед. И этот прогресс случился именно при Деяне. Значит, заслуга тренерского штаба в изменении менталитета Умярова. Однозначно Наиль сегодня лидер, фундаментальный игрок. Он должен играть в стартовом составе.
— Как отнесетесь к отставке Станковича, если «Спартак» не победит и в следующем туре?
— С пониманием. Это «Спартак», где одна ошибка — и до свидания. Так было с тренерским штабом Дмитрия Аленичева, в котором работал и я. Тогда один матч решил все. Поэтому отставке Станковича я не удивлюсь. Но повторю свой вопрос: кто вместо?
Талалаев был в штабе Скалы — он знает, что такое «Спартак»
— Рассуждая о кандидатах, эксперты и журналисты предлагали назначить Андрея Талалаева.
— У Талалаева достаточно опыта, но вытаскивать команды из ФНЛ в РПЛ — это одна история. А работать в большом клубе — совершенно другая. В «Спартаке» любая ничья рассматривается под микроскопом — здесь нужен результат.
При этом Талалаев же был в штабе Невио Скалы — он знает, что такое «Спартак». Давайте подождем, как будут развиваться события. Станковичу и его штабу могу пожелать скорее выправить ситуацию.
— Не пора ли «Спартаку» обратить внимание на российских тренеров?
— Учитывая, сколько легионеров сейчас в «Спартаке», взор руководства, скорее всего, будет направлен на Европу. Плюс есть языковой барьер.
Кто будет дальше, мы не знаем. Возможно, [сейчас] ведут переговоры. Но скажу так: пора попробовать россиянина. После Аленичева же в «Спартаке» не было наших специалистов на посту главного тренера...
В стартовом составе «Зенита» один россиянин — Денис Адамов. Я этого не понимаю
— В Минспорте сообщили о планомерном ужесточении лимита на легионеров в РПЛ. Как вы к этому относитесь?
— Пришло время. Сам был сторонником того, чтобы российские футболисты росли с иностранцами рядом в правильной конкуренции. Но мы видим стартовый состав «Зенита», где выходит на поле только один россиянин — Денис Адамов. Я этого не понимаю. Переживаю за российских футболистов. Хотелось бы взять пример с «Локомотива», где на них делается ставка — это мне больше по душе. Без иностранцев никуда, но они должны заслужить место в составе. И мы видим сейчас, что «Локомотив» идет на первом месте, а первая скрипка там — россияне. Поэтому я за то, чтобы играли наши в условиях правильной конкуренции.
— Также рассматривается введение потолка зарплат в российском футболе. Это перспективная история?
— Когда Вячеслав Фетисов вернулся из НХЛ, он сразу продвинул потолок зарплат в хоккее. Почему бы это не сделать и в футболе? Тратятся огромные деньги, которые составляются из наших налогов. Хотелось бы, чтобы эта тема развивалась, но ее необходимо доработать. Если, например, ты переходишь в «Баварию» и «Интер», ты и должен получать соответствующе. Тема непростая, есть сомнения. Но если это дошло до министерства спорта, значит, так тому и быть.