Президент Российского футбольного союза (РФС) Александр Дюков рассказал о возможности перехода в Азию, ближайших матчах национальной команды, а также объяснил, чем он похож на Юрия Жиркова.
«В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ МЫ ВЕДЕМ ПЕРЕГОВОРЫ С УЕФА. ПЕРЕГОВОРЫ О ПЕРЕХОДЕ В АЗИАТСКУЮ КОНФЕДЕРАЦИЮ НЕ ВЕДЕМ»
— Что скажете о товарищеских матчах сборной?
— Важно, что мы эти матчи провели. Что касается качества игры против Катара, то мне, как и всем болельщикам, понравились первые 15 минут. В конце матча после ряда замен мы вернули себе инициативу, удалось сравнять счет и закончить игру вничью. Хорошо, что эти матчи состоялись, игроки смогли проверить себя. Понятно, что есть определенная недооценка сборной Катара, в том числе, общественным мнением. Безусловно, эта сборная на чемпионате мира выглядела не ярко. Но это уже не та команда, которая принимала участие в чемпионате мира. У нее другой тренер. Мне кажется, эта сборная сильнее. Не стоит забывать, что Катар был обладателем Кубка Азии и участником плей-офф соревнования КОНКАКАФ. Это сильная сборная.
— Президент УЕФА Александр Чеферин сказал, что наши клубы и сборная не вернутся на международные соревнования, пока не закончится ситуация на Украине.
— И я никогда не комментирую слова, приведенные в каком-то издании, которое мне незнакомо. Вы слышали раньше об этом издании? Я не слышал. Есть видеозапись интервью, но в ней этих слов нет. У нас с УЕФА — прямая коммуникация. Если мы хотим донести какую-то информацию до УЕФА, то делаем это напрямую без посредников и СМИ. Наше общение доверительное. Если у УЕФА есть что нам сказать, они поступают так же — действуют напрямую без посредников и СМИ.
— Ведутся ли сейчас переговоры о переходе в Азиатскую конфедерацию?
— Возможность перехода в Азиатскую конфедерацию есть. Мы держим ее в уме, исходя из того, что через какое-то время нам важно начать играть официальные матчи. Это важно как для клубов, так и для сборной. В настоящий момент мы ведем переговоры с УЕФА. Переговоры о переходе в Азиатскую конфедерацию мы не ведем. Но теоретическая возможность существует. Мы ее учитываем.
— Впервые вы сказали о работе на заводе. Это неизвестный факт из вашей биографии.
— Я сказал, что играл за заводскую команду.
— То есть вы были подставным? За команду завода могли играть только его сотрудники.
— Вы — человек молодой, а я — немолодой человек. Я помню, как это было в советское время: были предприятия, у них были футбольные поля и команды — взрослые и детские, были тренеры, которые работали с детьми. Мне на тот момент было 9-11 лет, я занимался в секции, мы играли в футбол с командами других заводов. Вот как это было. Вы знаете, что в советское время эксплуатация детского труда была запрещена.
— На какой позиции вы выступали? Каким мячом вы играли? Резиновым?
— Мяч был — «пятерка». Других размеров не было. Мяч был не резиновый, а кожаный — с шестиугольниками или пятиугольниками. Иногда мы видели мячи «адидас» в том числе. Что касается позиции, то левого или правого крайнего полузащитника.
— То есть это Юрий Жирков?
— Если говорить о тактических схемах, то тогда они были чуть другими. Можно сказать, условными. Наверное, да, можно сказать, что Юрий Жирков.
«УЕФА ПОМОГАЕТ НАМ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ МНОГИХ ПРОЕКТОВ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНФРАСТРУКТУРНЫХ»
— Поясните — что такое третий урок футбола в школах? Получается, на двух уроках физкультуры ученики прыгают через козла, а в 4150 школах на третьем играют в футбол?
— Они не просто играют в футбол, а проводят тренировки. Занятия проводятся на базе футбола.
— А если кто-то не желает? Есть те, кто хочет, например, заниматься бадминтоном.
— Это дело добровольное. Это решение школы и учащихся. У нас в стране 40 тысяч школ. Мы не ставим перед собой задачу вовлечь всех школьников в занятия футболом. Есть школы, которые считают это важным для себя. Есть ученики, которые хотят посещать третий урок физкультуры на базе футбола, приходят туда с удовольствием. Уроки проводят преподаватели физкультуры, которые проходят у нас бесплатный курс — 25-часовое обучение, получают лицензию «Е» и работают с детьми.
— Сколько денег в год РФС тратит на этот проект?
— Этот проект находится в развитии, соответственно, каждый год его бюджет увеличивается. В прошлом году у нас было 2150 школ, в этом уже 4150. Мы будем проводить соревнования.
— Сколько в этом году тратится?
— Порядка 300 миллионов. Я считаю, что это нужно. Это даже не затраты, а инвестиции.
— Очень много девочек сегодня на открытии Школьной лиги. Не слишком ли вы увлечены женским футболом в ущерб мужскому?
— Так это право девочек. Они выбирают занятия. Никто не заставляет их приходить на уроки физкультуры. Они приходят туда сами с удовольствием. Не знаю, как в этом году, в прошлом — 46-47 процентов школьников, занимающихся футболом, составляли девочки. Важность этого проекта также подтверждает то, что третий урок физкультуры согласован с Министерством просвещения. Поэтому сегодня его представитель выступал на открытии Школьной лиги.
Дальше на базе школ создаются футбольные секции, футбольные клубы, которые проводят дополнительные занятия с этими детьми. В прошлом учебном году каждый 5-6 ученик, ходивший на третий урок физкультуры, приходил дополнительно заниматься в секции. В итоге порядка 15 тысяч детей, которые начали заниматься футболом на уроках физкультуры, поступили в ДЮСШ и другие учреждения спортивной подготовки.
— Сегодня присутствовал представитель УЕФА Йозеф Климент. О чем вы с ним общались?
— Он знал о проекте Школьной футбольной лиги. Мы обсудили его. Та работа, которую мы сделали, она впечатляет. 4150 школ, все регионы страны, более миллиона детей — это крупнейший спортивный проект не только у нас в стране, но и в мире. Ни одна страна, ни одна футбольная ассоциация в Европе не может похвастаться такими показателями.
— УЕФА помогает в реализации этого проекта финансово?
— Мы продолжаем сотрудничество с УЕФА. Они помогают нам с реализацией многих проектов — образовательных и инфраструктурных. Мы получаем деньги на проект «Хет-трик», на строительство полей, в том числе используем их на организацию подобных фестивалей и развитие женского футбола. Какие-то средства УЕФА мы будем использовать для реализации проекта «Школьная футбольная лига».
«12 ОКТЯБРЯ ПРОВЕДЕМ ДОМАШНЮЮ ИГРУ С КАМЕРУНОМ. СКОРЕЕ ВСЕГО, ОНА СОСТОИТСЯ В МОСКВЕ»
— Сколько денег РФС получает от УЕФА сейчас?
— Точную цифру я сейчас не назову. Каждый год мы получаем столько же, сколько и другие ассоциации, соответствующие нашему размеру. Там нет никакой дискриминации. Каждый год УЕФА увеличивает размер отчислений, направленных на развитие массового футбола в национальных ассоциациях, которые в нее входят.
— Вы уже высказались про заявление Чеферина. Какова была ваша первая реакция, когда вы его услышали? Общались после этого с Чеферином лично?
— Еще раз. В наших коммуникациях мы руководствуемся тем, что каждый из нас говорит напрямую — что УЕФА говорит РФС и что мы им говорим. Нам не нужны посредники. При всем уважении к вам, журналистам, я не привык доверять тому, что я порой вижу в тех или иных СМИ. Тем более в тех, которые я не знаю.
— Чеферин сказал примерно то же самое, что и на конференции УЕФА. Все же, какова была ваша личная реакция?
— Какая-то газета что-то написала. Вот такая реакция. Как вы реагируете на то, что непонятное вам издание пишет на тему, которую вы лучше знаете? Какая у вас реакция на это? Попробуйте сформулировать. Вот у меня примерно такая же.
— Активно обсуждается игра с Камеруном в октябре. Что можете сказать об этом?
— Да, 12 октября мы проведем домашнюю игру с Камеруном. Скорее всего, она состоится в Москве. Поскольку «Лужники» будут заняты, это будет другая арена.
— «ВТБ Арена»?
— Скорее всего, да.
— С какими сборными ведутся переговоры о товарищеских матчах?
— Переговоры ведутся еще с несколькими сборными. Как только мы договоримся, скажем.
— С какого континента эти сборные?
— Переговоры ведутся в том числе с командами с африканского континента.
— Есть ли какая-то вероятность, что мы сыграем с европейской сборной в ближайшее время?
— Наша женская юниорская команда на турнире развития проведет матч со словенской сборной.
— А взрослая мужская сборная может сыграть в ближайшие два месяца?
— Сомневаюсь, что наша первая мужская сборная в ближайшие месяцы проведет матч с европейской сборной.
— Какие настроения сейчас в УЕФА? Ждут ли нас там?
— УЕФА продолжает работать. Вы слышали от меня это уже много раз, я не хочу повторяться.
«ПЕРВЫЙ РАЗ УСЛЫШАЛ О ТОМ, ЧТО У ЛИТВИНОВА БЫЛО КАКОЕ-ТО ПОВРЕЖДЕНИЕ ИЛИ НЕДОМОГАНИЕ, ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ АБАСКАЛЯ»
— Как отреагировали на ситуацию с Русланом Литвиновым? Валерий Карпин сказал, что главный тренер «Спартака» Гильермо Абаскаль вводит общественность в заблуждение, говоря о том, что футболист играл за сборную с повреждением.
— Я регулярно находился на связи с нашим тренерским штабом. В том числе мы обсуждаем состояние того или иного игрока — насколько они готовы к игре, кто какое повреждение получил. Я первый раз услышал о том, что у Литвинова было какое-то повреждение или недомогание, из заявления Абаскаля.
— Сергей Карасев посетил сборы УЕФА в Швейцарии. Какие по нему поступили отзывы? Есть ли вероятность, что он получит назначение на европейские матчи?
— Это очень сильный судья, которому доверяют. Он провел уже очень много больших матчей в качестве рефери. Это приглашение подчеркивает, что ему доверяют, он в обойме, его рассматривают в качестве одного из кандидатов на ближайшие матчи, проводимые в рамках турниров УЕФА.
— Как в УЕФА реагируют на то, что крымские клубы выступают в системе ФНЛ? Была ли от этой организации какая-то обратная связь по этому вопросу?
— Этот вопрос надо задать коллегам. Я не видел никаких писем, никакой реакции.
— Год назад активно обсуждали объединенную лигу с клубами ДНР, ЛНР, Абхазии, Южной Осетии.
— Я первый раз слышу об этом проекте. РФС этот проект не обсуждал.
— Складывается ощущение, что интерес к сборной сейчас падает. У вас нет такого ощущения?
— Как мы можем это определить? Это можно определить только долями, рейтингами, просмотрами. По той информации, которую мы получаем, не видно снижения интереса.
— Можно ли утверждать, что сборная России соберет полный стадион?
— Будет хорошая возможность это проверить 12 октября.
— Не возникнет проблем с запуском билетной программы? На матч с Ираком билетная программа была запущена за три дня, поэтому полный стадион не собрался.
— До того момента, пока не будут подписаны все документы, мы не можем объявить о запуске билетной программы. В этом случае переговоры завершатся раньше, поэтому мы сможем объявить о запуске билетной программы раньше.
— Есть ли уверенность, что Камерун не откажется? Есть ли какое-то гарантийное письмо от них?
— Я не могу это гарантировать.
«СМЕНА КОНФЕДЕРАЦИИ — ЭТО НЕ РЕШЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФС. ФОРМАЛЬНО ЭТО РЕШЕНИЕ ИСПОЛКОМА»
— Как вы отреагировали на резонансные слова Валерия Карпина, который посоветовал молодым футболистам уезжать из российского чемпионата?
— Комментарии на этот счет уже давались. Этот ответ был вырван из контекста. Это был футбольный вопрос, а не политический. На футбольный вопрос был дан ответ. Валерий Георгиевич говорил о том, что футболистам нужно пытаться выходить из зоны комфорта. Каким-то игрокам нужно постараться вылезти из теплой ванны, в которой они находятся. Что касается РФС, то, безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы футболисты оставались здесь, играли, прогрессировали и развивались. Если они не будут развиваться, в этом точно сборная не заинтересована.
В августе мне был задан вопрос — что я думаю по поводу отъезда Захаряна. Я сказал, что мне жаль. Это сильный перспективный игрок, было бы здорово, если бы он развивался здесь. Он мог бы быть одним из украшений нашего чемпионата.
— Появились слухи о том, что Захарян может сменить гражданство. Мы видели прецеденты в лице Сперцяна и Тикнизяна, которые теперь играют за Армению. Есть у РФС сейчас какие-то запросы на смену спортивного гражданства?
— На данный момент нет.
— Какие шаги сейчас намерен предпринимать РФС в свете позиции УЕФА?
— Мы ведем переговоры. В зависимости от результатов переговоров нам нужно будет принимать решение. Или мы остаемся в УЕФА, или рассматриваем возможность смены конфедерации. Это решение нужно будет принять в конце года. При этом нужно понимать, что мы не можем просто сменить конфедерацию без согласия со стороны УЕФА. Это не решение президента РФС. Формально это решение Исполкома. Я хочу, чтобы столь важное решение было принято консолидированно всей футбольной общественностью.
— В конце года будет приниматься решение на основании деятельности рабочей группы ФИФА, УЕФА и РФС?
— У нас будет теоретическая возможность этот переход совершить. Но для этого мы должны принять соответствующее решение и сообщить об этом УЕФА.
— А есть ли смысл менять конфедерацию, если сборная России не сможет принять участие в отборочных матчах к чемпионату мира-2026?
— Это и требует обсуждения. Чтобы принять участие в отборочных матчах к ЧМ, нам нужно подтверждение и согласие со стороны ФИФА, которого у нас на данный момент нет.
— Можно ли сказать, что шансы отобраться на ЧМ-2026 уже потеряны?
— Еще нет.