25-летний опорный полузащитник красно-белых в августе продлил контракт с нашим клубом до 2029 года, а в октябре дебютировал за сборную России. Перед первым матчем с «Локо» в 1/4 финала плей-офф Пути РПЛ FONBET Кубка России мы поговорили с Наилем об этих событиях и не только.
— В чем видишь специфику таких двухматчевых противостояний?
— Формат уже привычный. Ведь изначально такая структура создавалась для того, чтобы было больше матчей — на замену еврокубкам. Это касается и группового турнира, и плей-офф Пути РПЛ.
— На групповой стадии многие команды проводили ротацию состава по сравнению с матчами чемпионата. Теперь уже не до экспериментов?
— Думаю, о распределении сил говорить сейчас будет неправильно. Понятно, что даже в случае неудачи можно продолжить борьбу за трофей в Пути регионов. А в чемпионате у нас до конца года очень непростой календарь. Но мы хотим добиваться максимального результата во всех турнирах. До ухода на зимний перерыв у нас есть шанс исправить положение в лиге. С самого начала сезона мы идем в таблице ниже, чем рассчитываем, и стремимся как можно скорее подняться выше.
— В 4-м туре РПЛ мы проиграли в гостях «Локо» 2:4.
— По результату это одна из наших худших встреч, но по игре все было не так плохо. Когда мы сравняли счет, сделали его 2:2, казалось, что сможем вырвать победу. Однако вместо этого сразу пропустили вновь.
— Увы, в текущем сезоне подобное случалось не раз. Сразу вспоминается гостевой матч с «Акроном».
— И в прошлом сезоне тоже допускали такие ситуации… Надеюсь, что мы извлекли из этого урок — и больше такой сценарий не повторится.
— На ведущих ролях в «Локо» сейчас много бывших спартаковцев: Митрюшкин, Бакаев, Руденко. Но встреча со старым другом Пруцевым, наверное, будет для тебя особенной?
— За всю жизнь мы дважды играли с Пруцом друг против друга. Первый раз — когда он был в «Сочи», затем — когда выступал за «Крылья». Все остальные противостояния были на тренировках, когда вместе играли за «Чертаново», за «Спартак», за сборные России всех возрастов. Интересно будет спустя несколько лет снова сойтись по разные стороны в официальном матче.
Как друг я рад, что Пруц регулярно получает в «Локо» игровую практику, показывает качественный футбол. Знаю характер и амбиции Данила. И понимаю, как важно ему было получить такой шанс.
— А чего ждешь от новой встречи с Батраковым — одним из главных открытий российского футбола за последнее время?
— На мой взгляд, сегодня это один из лучших игроков нашего чемпионата. Умный футболист, который все делает быстро, в такт. Лично мне приятно следить за его игрой в плане понимания футбола, каких-то решений. Буду только рад, если его прогресс продолжится и в итоге он окажется в одном из топ-клубов Европы.
Я хорошо знаком с требованиями Михаила Галактионова по молодежной сборной. Не удивлен, что с качественным российским костяком он держит «Локо» на нынешних позициях. Нас в любом случае ждет непростое противостояние, но сделаем все, чтобы пройти дальше.
— Перед домашним матчем с «Оренбургом» мы открыли около «ЛУКОЙЛ АРЕНЫ» выставку памятных снимков Саши Ступникова [фотограф «Спартака» с 2010 года, который ушел из жизни 8 сентября. — Прим. ред.]. И среди них есть кадр с твоими эмоциями после первого гола за красно-белых в 2021-м.
— Да, как раз в ворота «Локо». В этом плане «железнодорожники» для меня — особенный соперник. Один из первых полноценных выходов в старте, когда пришел Доменико Тедеско, тоже пришелся на дерби с ними, и мы тогда выиграли 3:0.
— Недавно ты наконец-то дебютировал за сборную России. Что почувствовал, когда вышел на поле?
— Я не знал заранее, сколько игрового времени получу и выйду ли вообще. Поэтому особенного волнения не испытывал. Конечно я очень горжусь тем, что впервые сыграл за национальную сборную. Представлять свою страну — большая честь для меня. Эмоции самые крутые, хочется ощущать их снова и снова.
— Как-то нервировала шумиха на тему того, что тебя долго не вызывали?
— Нервировало только то, что это постоянно муссировалось. Журналисты все время задавали одинаковые вопросы. А к самой ситуации со сборной относился спокойно. Понимал, что нужно просто продолжать работать, чтобы заслужить вызов.
— Сборная проводит сейчас только товарищеские матчи. Можно ли по ним судить о нынешнем уровне нашего футбола?
— Это сложно. Все-таки официальные встречи наверняка проходили бы в другом ключе. Но я убежден, что сейчас у сборной России весьма серьезный состав. И очень хочется увидеть его в деле на больших турнирах. Остается верить, что такая возможность представится как можно скорее.
— Еще одно важное для тебя событие — продление контракта со «Спартаком».
— Я очень рад, что моя история в «Спартаке» продолжается! Хочется по максимуму приносить пользу клубу.
— Зимой исполнится уже семь лет с тех пор, как ты стал игроком нашего клуба. Можешь выделить ключевые моменты за эти годы, которые помогали тебе выходить на новый уровень?
— Каждый без исключения этап был очень важен. И из всех ситуаций, даже самых сложных, я извлекал бесценный опыт. От больших побед и успешных отрезков до обидных поражений, травм, борьбы за попадание в состав. Наверное, в плане роста испытания дают даже больше пользы.
— Вспомни себя на сборах в начале 2019-го. Как представлял себе свое спартаковское будущее?
— Как раз недавно вспоминал то время. Я был совсем еще юный. И ментально, и физически. Мог ли я мечтать, что проведу в «Спартаке» как минимум семь лет? Нет, конечно, о таком вообще не думал. Зато сейчас осознаю, какой это внушительный срок, сколько событий в него уместилось.
Но это история, а мыслить хочется будущим. Продолжать прогрессировать, провести еще множество матчей в красно-белой форме. И главное — побеждать. Трофеи, медали — это то, ради чего мы работаем. То, к чему мы всегда будем стремиться.
— А как ощущаешь себя с капитанской повязкой? Недавно ты вывел с ней команду на кубковый матч в Махачкале.
— Это дополнительная ответственность. Она не меняет мое поведение на поле, ведь я и так всегда стараюсь максимально активно помогать, подсказывать ребятам. А лидеров по духу в команде у нас много, это здорово.
— Один из них — наш летний новичок Жедсон. Какое впечатление он произвел на тебя как партнер по центральной линии?
— Это большой мастер и при этом просто прекрасный человек в плане общения, поведения в коллективе. Можно сказать, он начал с места в карьер, когда буквально через пару дней после подписания контракта сыграл в гостях против «Акрона». Конечно, в такой ситуации нужно время, чтобы почувствовать команду. Но через неделю он провел полный матч с «Локо», и все увидели, какого высокого уровня этот футболист. Играть с такими очень комфортно и легко.
— Порой звучат высказывания о том, что Жедсон в какой-то степени дублирует Барко.
— Вообще с этим не согласен. Понятно, их объединяет любовь к работе с мячом. Но Жедсон — это больше про быстрое развитие атак, а Барко чаще предпочитает «повозиться», найти лучший момент для передачи. В каждом из подходов есть свои плюсы в зависимости от ситуации. А такое разнообразие должно помогать команде.
— Раньше ты довольно внимательно следил за европейским футболом.
— Сейчас смотрю его реже. Да и российского футбола, пожалуй, стало в моей жизни поменьше. Стараюсь не пропускать классные вывески, но не более того. Причина одна: стремлюсь по максимуму уделять свободное время жене и дочке, которой скоро будет полтора года. Это удивительный период, когда она начинает узнавать мир, начинает ходить, говорить. Хочется ей обо всем вокруг рассказывать, все показывать. И мне самому с каждым днем все интереснее и интереснее этим заниматься. Невероятные ощущения!
— Когда мы общались год назад и обсуждали твой прогресс, ты говорил, что видишь его причины только в ощущении стабильности и доверия. А как на твой футбол влияет отцовство?
— Думаю, этот фактор в любом случае имеет свое влияние. Хотя, общаясь с разными игроками, понимаю, что кому-то рождение ребенка может мешать в плане карьеры. Люди устают от бесконечного плача, бессонных ночей, не могут толком отдохнуть после тяжелых тренировок, уделить малышу достаточно времени. Но у меня ничего подобного нет. Наоборот, для меня каждое мгновение с дочкой — это восстановление, набор сил и положительных эмоций. Думаю, каждый, кто наслаждается отцовством и материнством, поймет мои слова.
— Удается ли находить время на саморазвитие?
— На зимних сборах я начал изучать испанский язык. Минимум раз в неделю стараюсь проходить урок. Как правило, делаю это на заезде в отель накануне матчей. Или в самолете. Выполняю домашние задания, пользуюсь обучающими приложениями. А еще очень помогают карточки для запоминания слов, которые пресс-служба подарила мне на день рождения. Словарный запас — главный залог успеха при изучении языка.
— Печальное событие последнего времени — травма Бабича. Руслан Литвинов смотрел за игрой против «Ростова» из пресс-ложи и рассказывал нам, как сразу помчался к Срджану в раздевалку. А как все выглядело с поля?
— Сразу возникло неприятное чувство. По движению, по механике. И Срджан — не тот, кто будет просто так падать, а тем более кричать. Когда услышал крик, увидел его эмоции, холодок пробежал по коже. Но опять же, зная характер Бабича и его ментальность, уверен: эта травма сделает его сильнее.
После операции, думаю, все без исключения ребята написали Срджану слова поддержки. Тоже с ним пообщался, спросил, как все прошло. Знаю по себе: в таких ситуациях главное — сохранять позитивный настрой. Семья будет рядом, мы тоже.
— Литвинов сказал, что для него Бабич — словно старший брат.
— У нас тоже сложились отличные отношения. Срджан — один из лидеров команды по манере своего общения. В том числе с точки зрения связи между легионерами и российскими ребятами. Очень ждем его возвращения.
— Сочетания в центре обороны у нас и без того часто менялись по разным причинам. Тебе как опорнику это добавляет сложностей?
— Спокойно к этому отношусь. Травмы, дисквалификации — часть футбола. И нужно быстро адаптироваться к новым связкам и сочетаниям, другого пути нет.
Понятное дело, с Ву и Джику это взаимопонимание находится, всегда нужно время. Но они качественные игроки, которые сразу начали это доказывать. В быту они тоже очень позитивные ребята. Алекс — опытный боец, который поиграл во Франции и в Турции за крепкие команды. В плане подсказа и коммуникации с ребятами он, мне кажется, уже сейчас один из лидеров нашей обороны. Подсказ от центральных защитников — это вообще наиболее важный аспект и в моей игре. Крис помоложе, зато поразговорчивее в быту, на лету схватывает русские слова.
— Вернемся к теме мирового футбола. В прошлом году ты называл лучшими опорниками Родри и Субименди. Фавориты с тех пор изменились?
— За Субименди, который с тех пор успел перейти из «Реала Сосьедад» в «Арсенал», по-прежнему очень интересно следить. Родри пока только набирает былую форму после травмы. А на первый план выходят более техничные, любящие работу с мячом игроки: Педри, де Йонг, Витинья. Про последнего разговаривал с Матвеем Сафоновым. Он говорит, что уровень работы с мячом у Витиньи просто какой-то космический. И когда в каких-то тяжелых ситуациях футболисты «ПСЖ» не знают, что делать с мячом, у них есть всегда выход — сыграть через Витинью.
— Какие аспекты собственной игры ты бы хотел улучшить в первую очередь? Например, на летних сборах ты забил красивым дальним ударом сербскому «Спартаку», но в сезоне отличиться пока не удается.
— Стараюсь по возможности наносить удары, но больше сейчас концентрируюсь на подборах и в целом оборонительных действиях. Мы играем с очень «высокими» флангами, и мне при такой тактике не особо часто удается добегать до линии чужой штрафной. Но я согласен, что удары — это тот компонент, над которым мне нужно работать.
— При этом два ассиста в текущем чемпионате у тебя уже есть — в матче с махачкалинским «Динамо» на Маркиньоса и в игре с «Крыльями» на Угальде. Пас под себя на Манфреда получился особенно эффектным.
— Да, Жедсон поборолся за мяч, я получил его в штрафной и услышал голос Угальде. Почувствовал, где он находится. Я уже замахивался, чтобы нанести удар, но успел осознать, что защитник, скорее всего, его заблокирует, и в последний момент убрал мяч под себя. Получилось и правда красиво.
— Обратная ситуация случилась в матче с «Ростовом», когда ты упустил соперника перед голом в наши ворота.
— Мы играли в меньшинстве, вчетвером покрывали много пространства. Но в том конкретном эпизоде моя ошибка в том, что сконцентрировался больше на игроке, чем на мяче. Мне казалось, что соперник будет его обрабатывать, а в итоге он сразу прокинул мяч себе вперед. А самое обидное, что в итоге я оппонента догнал и мяч выбил — и уже после подбора ростовчане забили. Когда потом смотрел повтор, то понял, что лучше бы дал прострелить, потому что в том направлении было три или четыре наших игрока и только один соперник.
— Ранние удаления случались у нас уже не раз. Как считаешь, это стечение обстоятельств или нечто большее?
— В какой-то степени стечение обстоятельств. Но тут, наверное, сказывается наш стиль — много игры один в один, на пространстве, с высокой линией обороны. Периодически возникают ситуации, когда соперник оказывается за спиной, как в случае с удалением Джику против «Ростова». Надеюсь, в последующих матчах мы подобного избежим. Цена ошибки в микродуэлях при такой манере возрастает. И здесь необходима максимальная концентрация.
— В дерби с ЦСКА мы обошлись без удалений, но начало матча все равно шокировало.
— Верно, это был именно шок. Хотя в раздевалке все были максимально настроены, поддерживали друг друга. Глаза горели у всех, долго ждали этого дерби. Но сразу получили такой тройной удар…
Жаль, что в итоге нам не удалось спасти игру, ведь то, как мы отреагировали на столь неудачный отрезок, дорогого стоит. Быстро отыграли один мяч, затем забили еще, создали несколько классных моментов и вообще здорово разыгрывали мяч в финальной трети. Увы, удача в тот день была не на нашей стороне.
— После третьего гола армейцев наша команда собралась в центре поля. Какие слова звучали в круге в тот момент?
— В подобной ситуации важно ощутить, что ты не один. Намного хуже, когда каждый находится на поле наедине со своими мыслями. Мы оказались в очень непростой ситуации. Подобное случается, наверное, в одном случае на миллион, когда при двух с половиной моментах у твоих ворот в сетке оказывается три мяча. Мы просто сказали друг другу, что нет смысла паниковать, что нужно не опускать голову и играть в футбол. Стали рисковать больше обычного, но это оправдалось и после 20-й минуты игра нам удалась. Увы, матч длится не 70, а 90 минут.
— В прошлом году «Спартак» тоже начал сезон нестабильно, но затем выдал впечатляющую победную серию. Что нужно, чтобы повторить подобный отрезок сейчас?
— От психологической уверенности зависит очень многое. Ты выигрываешь несколько матчей подряд и уже не сомневаешься, что можешь повторять это снова и снова. За счет этого лучше работают игровые связи и сочетания. Вот это чувство стабильности необходимо вернуть.
— Какова твоя главная мотивация в «Спартаке» сегодня?
— Я неоднократно говорил, что больше всего мне хочется побеждать. Когда мы выиграли Кубок, то испытали невероятные эмоции. Вокруг было столько счастливых людей! И повторить эти чувства — главная цель. Всей команды и моя лично.
Новости Команды