В этом сезоне 19-летний игрок закрепился в составе красно-белых и не пропустил пока ни одного матча, выступая в центре поля либо на правом фланге обороны. В активе Даниила уже есть победный гол и две результативные передачи, успешный дебют за молодежную сборную России, а еще — первая большая критика. Обо всем этом мы поговорили с воспитанником питерского футбола перед домашней встречей с «Крыльями».
— Расскажи, за что ты любишь родной Санкт-Петербург.
— Там я родился и прожил до 16 лет. Вырос на Проспекте Ветеранов. Мама, папа, маленький брат — все они по-прежнему в Петербурге. Душевном и родном городе.
— Когда появился вариант со «Спартаком», твое питерское происхождение как-то сказывалось? Может, были сомнения?
— Нет, вообще никаких. Даже мой первый тренер Валентин Александрович Костыгов, у которого я начал заниматься в пять лет в маленьком зале с паркетным покрытием, говорил, что «Спартак» — самый могущественный клуб в России. Вспомнил его слова, когда появился шанс стать красно-белым. Два года назад Валентина Александровича не стало… Хороший был специалист. Кстати, он привел в футбол Игоря Денисова.
— Ты равнялся в детстве на однофамильца?
— Что-то подмечал, часто смотрел его игры, но чем старше становился, тем больше старался изучать футбол в целом, а не персоналии.
Любил смотреть нарезки финтов под музыку, тогда это было модно. Больше всего нравились «финт Зидана» и «эластико» Роналдиньо. Следил за «Барселоной» и Месси.
Скоро чемпионат мира, но нашей команды там не будет, поэтому болеть ни за кого не стану. Жду красивого футбола и новой возможности анализировать действия высококлассных игроков.
— До того как оказаться в «Спартаке», ты много лет занимался в СШОР «Зенит». Эта школа имеет какое-то отношение к клубу?
— Вообще никакого. СШОР (а раньше СДЮСШОР) финансируется городом. Главная команда школы сегодня — «Ленинградец», который играет во второй лиге. Тогда как Академия «Зенита» — это бывшая «Смена», она входит в клубную вертикаль. Две ведущие школы города всегда соперничали между собой. Так что, получается, я всю жизнь был против клуба «Зенит», мне к этому противостоянию не привыкать.
— У тебя спортивная семья. Ты рассказывал, что папа — чемпион России по смешанным единоборствам.
— А мама много лет отдала балету. Еще занималась лыжным спортом.
— Отец обучал тебя борцовским приемам?
— Еще до футбола, когда мне было года три, мы с ним начали боксировать, он ставил мне технику. Сначала пытался совмещать с футболом, но потом стало сложно. Тем не менее азами владею.
— Как это может помочь в футболе?
— Например, пригождается умение работать корпусом. Если против тебя крепкий игрок с низким центром тяжести, то просто так ты его плечом в плечо не сдвинешь. И нужно знать, как грамотно наклониться, чтобы таз стал ниже — тогда твои шансы на успешное единоборство резко возрастают.
— Папа у тебя строгий?
— Строгий, но справедливый. Считаю, мне повезло получить отличное воспитание. В нашем районе хватало компаний, которые бродили по улицам и не знали, чем себя занять, а у меня такой проблемы никогда не было. Школа, тренировки, уроки, сон — привык к такому графику.
С родителями у меня очень теплые отношения. По возможности они стараются ко мне приезжать. Обсуждаем с папой детали каждого матча. Критикует или хвалит он всегда по делу, но главный посыл не меняется годами: никогда нельзя расслабляться, даже если матч сложился хорошо.
— Ты стал спартаковцем весной 2019 года. Как возник этот вариант?
— Меня пригласили на просмотр в молодежную команду. Пробыл в Тарасовке две недели, после чего получил предложение присоединиться к Академии, провел несколько игр в клубной лиге Москвы за старший возраст. Жил в интернате. Путешествие по вертикали ЮФЛ — дубль — «Спартак-2» получилось стремительным.
А в прошлом году попал на сборы с основой в Австрии при Руе Витории, который тогда только пришел в клуб. Не скажу, что первый опыт с основой дался тяжело: были интересные тренировки, много работы с мячом, приятная атмосфера. Помню, особенно помогали тогда Артём Ребров и Андрей Ещенко. Помимо меня, из молодых ребят там были Воропаев и Мельников, а также те, с кем раньше был знаком по «Спартаку-2», поэтому осваивался недолго.
— До первых игр за основу многие болельщики знали тебя только по жутковатой истории с потерей сознания в матче за «Спартак-2».
— Плохо, что только этим был известен. Тот эпизод получился запоминающимся, но, к счастью, без последствий. Очнулся еще в скорой: есть фотография, где я лежу на носилках, но уже широко улыбаюсь. Помню, спрашивал: «А я продолжу матч или нет?»
— Твой полноценный дебют в первой команде случился в декабре прошлого года, когда Витория выпустил тебя с первых минут в матче с «Ахматом».
— Еще на предыгровой тренировке пришло понимание, что выйду в старте. Отец советовал: «Выходи и играй как умеешь, у тебя точно все получится!» Волнение появилось на разминке, когда проникся атмосферой домашнего стадиона. Но с началом матча все прошло, сразу включился в игру. Был очень рад, когда Квинси забил победный мяч в концовке! Получилась непростая волевая победа, еще и в меньшинстве.
— Кульминацией прошлого сезона стал финал Кубка России. Ты наблюдал за победой со скамейки запасных.
— Сразу вспоминаются эмоции при назначении пенальти в наши ворота. Очень неприятные ощущения. Когда Фомин не забил, все рванули на поле еще до финального свистка, потому что хотели как можно скорее отпраздновать победу. Эпизод с пенальти потом пересматривал. Спорный момент! Считаю, что это не нарушение, хотя могу быть предвзят. Но как раньше говорили: не забил — значит, не было.
— Витория, Ваноли, теперь Абаскаль. В чем видишь различия в работе этих тренеров?
— Витория делал упор на атаку, особенно вначале. Ваноли — на оборону и структурность игры, было больше дисциплины. Сейчас в этом смысле мы, считаю, выглядим наиболее сбалансированно. За последние четыре матча пропустили только один мяч. Стараемся не допускать ошибок, которые были в Ростове. При этом впереди действительно многое получается: часто проходят комбинации и возникают острые моменты.
А еще отмечу то, как много Гильермо, когда только пришел в «Спартак» и проводил сбор в Тарасовке, уделил внимания активностям, направленным на сплочение. Это правда помогло нам стать ближе.
— У тебя уже два голевых паса. Оба в кубковых матчах, и оба — победные: Паше Мелёшину в игре с «Крыльями» и Промесу во встрече с «Зенитом».
— Результативный пас на Квинси для меня особенно ценен — с учетом соперника и того, насколько эта победа долгожданна. Да и сама голевая атака получилась по-футбольному красивой.
— Дебютный гол в Воронеже — это еще более яркие эмоции?
— Конечно! К тому же он тоже получился победным. Классно вышло убрать соперника на замахе и пробить с левой. В первые секунды просто обезумел от счастья, но потом вспомнил, что еще долго играть и надо поберечь силы. Надеюсь, это далеко не последний мой гол за «Спартак».
— Позитивных моментов хватает, но начался сезон иначе — с крупного поражения от «Зенита» в матче за Суперкубок. И тебе тогда досталось много критики.
— Для меня было в новинку получить столько внимания. Я привык доказывать делом, а не говорить, поэтому долго не понимал, отчего в Интернете пошла такая реакция. Первое время было не по себе, но близкие и команда поддержали меня и вернули мыслями к футболу. Нужно продолжать заниматься любимым делом, а не переживать из-за подобных историй!
— Во многом шумиха поднялась из-за весьма спорного утверждения в прессе о том, что ты успешно «закрыл Клаудинью».
— Спустя время отношусь к этому спокойно, могу и сам пошутить на эту тему. Точно не обижаюсь! Кстати, когда Клаудиньо получил красную карточку в кубковом матче с «Крыльями», я даже расстроился, что он не сыграет в Москве.
— В этом сезоне ты в основном играешь на правом фланге, но ведь это неродная для тебя позиция?
— Почти всегда я играл в центре поля, а на правом краю стал действовать относительно недавно. При этом чувствую, что с каждой игрой набираюсь опыта. В центре поля я шел в прессинг довольно агрессивно, там это позволительно. Но на фланге, ближе к своей штрафной, — нет. Нужно в первую очередь держать позицию, перекрывать линию передач.
Если вспомнить игру с «Зенитом», я успел трижды поменять позицию. Выходил опорным полузащитником, через некоторое время переместился на фланг защиты, а к концу матча снова вернулся в середину поля. Главное — все время анализировать происходящее, тогда и перемены позиции будут со знаком плюс. Когда играю справа в защите, могу смещаться ближе к центру и использовать навыки полузащитника, чтобы действовать нестандартно.
— Недавно ты дебютировал за молодежную сборную и сразу сделал две голевых передачи в товарищеском матче с Белоруссией.
— Я всегда был и буду горд играть за сборную: для меня это нечто особенное. В «Спартаке» за две голевых меня отправили в «коридор» дважды. Хотя раньше, кто бы что ни делал, всегда «получал» по одному разу. Но меня этим не напугать: буду отдавать голевые и дальше!
— Впереди матч с «Крыльями Советов». Хороший шанс продлить победную серию?
— У нас много ребят из «Крыльев». Думаю, они расскажут про своих бывших партнеров поподробнее, но в целом готовимся, как ко встрече с любой другой командой. Недавно мы играли с самарцами в Кубке, поэтому представление о сопернике есть. Думаю, состав они поменяют, но игровые идеи останутся прежними.