
Полузащитник красно-белых подходит к возобновлению сезона в классной форме. В товарищеском матче с «Насафом» он открыл счет красивым ударом со штрафного в ближнюю «девятку». В интервью пресс-службе Тео рассказал об амбициях «Спартака» этой весной.
— Сборы подошли к концу. Как оценишь эти полтора месяца в Эмиратах и Турции?
— Это большой срок. И мы успели провести по-настоящему большую работу. Уверен, мы готовы ко второй части сезона.
— На третьем сборе в Белеке ярким событием стал квиз, в котором приняли участие все — игроки, тренеры, персонал, руководство. Тебе понравилось?
— Было круто, все получили удовольствие. Приятно, чтобы были вопросы, связанные со мной. Например, я раньше не знал, что один из легендарных игроков «Спартака» тренировал сборную ДР Конго.
— Да, Юрий Гаврилов.
— В каком году он ее тренировал? Я тогда, наверное, еще не родился.
— В 2001-м. Тебе было шесть лет. Как дела у твоей сборной сейчас?
— В марте нас ждут два важных матча — с Южным Суданом и Мавританией. Если не потеряем очки, создадим неплохой задел для борьбы за попадание в финальную часть чемпионата мира. Сборная не была там с 1974 года. Повторить тот успех — наша большая мечта. Пока все складывается неплохо: мы одержали несколько домашних побед, сыграли с Сенегалом вничью в гостях.
— Ты стал играть за Конго только три года назад, а на юношеском уровне представлял Бельгию. Опыт последних лет сблизил тебя с африканской страной?
— Конечно, когда ты пять–шесть раз в году прилетаешь туда, узнаешь больше, погружаешься в местные реалии. ДР Конго — огромная страна. И я очень хочу, чтобы она добивалась успеха, которого заслуживает.
— В прошлом большом интервью ты рассказывал нам, что мечтаешь побывать в Японии. Планы осуществились?
— Как раз в конце прошлого года летали туда вместе с женой на десять дней. Шикарный опыт, я бы с удовольствием его повторил. Посетили Токио, Киото, Осаку. Были по три дня в каждом городе. Там прекрасные люди, вкусная еда. Япония даже превзошла мои ожидания.
— А музей своего любимого аниме посетил?
— Да, в Киото. Он просто огромный, впечатляющее место. Аниме — это мой мир.
— В прошлом году у нас в команде появился еще один фанат аниме — Мангаш.
— Нет-нет, он фанат Dragon Ball. Я тоже люблю Dragon Ball, у меня даже есть соответствующее тату. Но аниме — это намного больше, я погружен в это сильнее. Насколько понимаю, в России любовь к манге и аниме — это скорее что-то субкультурное. А в Европе она повсюду, я вырос на этом.
— В свободное от футбола время ты любишь играть в Call of Duty и даже называл себя гуру этого шутера. Кто в команде может составить тебе конкуренцию?
— Мы играем вместе с Барко, Мартинсом, Мединой, Дуарте. Раньше еще был Тавареш. Плюс играю со своими друзьями. Мне нравится так проводить время. Кто-то любит бродить по улицам, кто-то вечно погружается в книги. А я выбираю Call of Duty.
— Ты мусульманин, и параллельно с возобновлением сезона начнется священный месяц Рамадан. Будешь соблюдать пост?
— Да, как и в прошлом году. Это никогда не мешало мне как футболисту. К тому же в России солнце заходит довольно рано. Соблюдать пост непросто, но для меня это важно.
— За 12 туров до конца чемпионата мы отстаем от лидеров всего на два очка. Как воспользоваться этим шансом?
— Побеждать. Можно играть хорошо или не очень, но только победы дадут уверенность в себе и веру в итоговый успех. Если честно, я расстроился, что мы ушли на паузу в декабре. Ведь у нас была такая впечатляющая победная серия, буквально все получалось. Очень важно поймать ту же волну с первых весенних игр, сохранить тот победный менталитет.
— А за счет чего мы набрали такой ход в конце осени? Ведь на старте сезона стабильности «Спартаку» не хватало.
— Мы осознали, что для успеха нужно отдавать на поле больше, чем прежде. Тренер внушил каждому, что любой из нас играет не одну роль, а несколько, должен страховать партнеров, биться за них. Это отношение к делу нельзя терять. Вот наша главная задача.
— Ты сказал, что при Деяне Станковиче у каждого игрока по несколько ролей на поле. Какие у тебя?
— Это сложно описать конкретными терминами. Но суть в том, что если я вижу, как партнер по команде вдруг ошибся или нуждается в помощи, то нужно сделать все, чтобы исправить ситуацию в интересах команды. Ни одна команда в мире не может провести идеально все 90 минут. Ну, может, у «Реала» иногда получается. Но если отдавать себя в каждом эпизоде, можно добиться большого успеха.
— Если говорить о стиле игры, как изменился «Спартак» по сравнению с прошлым сезоном?
— Возможно, я не большой мастер футбольной экспертизы. Но мы, на мой взгляд, не сильно изменили свой стиль. Появилось несколько новых футболистов, это помогло нам прибавить. Считаю, что основной причиной стало именно отношение к делу, наша командная ментальность.
— Одним из эпизодов, закрепившим эту уверенность в себе, стал твой красивый победный мяч в дерби с цска.
— Согласен. Та победа была очень важна, она словно наполнила нас дополнительными силами. Если не брать в расчет игры в Кубке России, то мы с тех пор не теряли очки.
— Кстати, о Кубке. Ты разобрался с форматом турнира?
— Наконец-то да. Кубок — это еще один шанс для нас завоевать трофей; у нас много качественных футболистов для игры в двух турнирах. Поэтому будем биться там с той же энергией, как в чемпионате.
— Мы начинаем весну игрой с «Оренбургом», которому уступили в первом туре.
— Нам особенно важно не терять очки в матчах с командами, идущими в середине и в конце таблицы. В прошлом сезоне именно это стало проблемой. Борьба начинается сейчас с нуля. И если мы не сможем продолжить серию, все осенние победы не будут стоить ровным счетом ничего.
— «Оренбург» возглавляет Владимир Слишкович.
— Да, я в курсе. Конечно, он постарается использовать те знания о нас, которые накопил, пока работал в «Спартаке». Но мы не должны думать об этом. Главное — самим показать все то, над чем мы работали на сборах.
— Есть мнение, что свои лучшие качества ты проявляешь, когда твоя команда быстро атакует, имеет пространство впереди. Но «Спартак» не так много контратакует, играет в основном во владение. Как ты подстраиваешься под этот стиль?
— Мне кажется, это касается не только меня, но и любого другого игрока группы атаки. Всегда сложнее, если соперник действует очень низким блоком, идет вперед предельно аккуратно. Порой против нас обороняются буквально всей командой. За счет давления и наигранных связей мы должны с этим справляться.
— До переезда в Россию ты сталкивался с такими закрытыми оппонентами?
— Когда играл за команды, ведущие борьбу за высокие места, это было нормой. Ничего не поделаешь, нужно к этому адаптироваться и побеждать.
— До зимней паузы ты говорил, что в команде нет звезд, и это плюс для коллектива. Но нельзя не отметить волшебного прогресса Угальде, который лидирует в гонке бомбардиров.
— Мы действительно сильны командой. Никто не выделяется на фоне остальных. Плюс нас объединяет общая цель, ведь «Спартак» давно не брал титул.
А что касается Манни, то мне сложно назвать одну причину этого преображения. Он просто поймал свою волну. Это футбол: здесь очень важна психология, вера в себя. Угальде не прекращал работать ни на секунду, и это дало плоды. Всегда старался его поддерживать. Он классный нападающий.
— Угальде — лучший бомбардир, а ты по статистике — один из самых эффективных дриблеров лиги. Кто еще в «Спартаке», на твой взгляд, особенно успешен в обводке?
— Назову Барко. А еще Маркиньоса, который хорош на своем фланге.
— Солари пока не проявил себя в этой роли?
— Мы еще не видели Пабло в официальных матчах, поэтому сложно сравнивать его с остальными. Но уже видно, что это большой мастер, он обязательно поможет «Спартаку». То же самое касается Ливая Гарсии. Им нужно время на адаптацию, это нормально.
— Что скажешь об игре команды в товарищеских матчах на этих сборах?
— Мы уступили только «Зениту». Но результаты этих игр мало что значат. Мой опыт говорит о том, что официальные матчи — это совершенно другая реальность.
— Поражение от «Зенита» в Абу-Даби лишило нас победы в турнире. При этом у болельщиков за прошлые годы сложился стереотип: после побед в зимних товарищеских кубках весна складывалась для нас не очень успешно.
— Пусть они будут правы, и на этот раз все сложился наоборот. Мы все этого очень хотим.
— Ты входишь в капитанский совет «Спартака». В чем его функции?
— Нас в совете пять человек. У меня был капитанский опыт, когда играл в Бельгии. Плюс возраст у меня уже не юный. Когда нужно, стараемся принимать лучшие решения для команды и клуба. Конечно, мы в первую очередь ответственны за свою работу на поле, но иногда возникают и другие моменты.
— Многие легионеры стараются узнать что-то о России у знакомых, когда у них возникает вариант перехода в нашу лигу. Что бы ты рассказал о РПЛ, если тебя спросят?
— Я посоветую опираться только на собственное мнение. Не верить всему, что пишут и показывают в медиа. Лично для меня Россия стала одним из самых безопасных мест из всех, что я видел в своей жизни. По крайней мере, мой опыт именно такой. И ничего плохого о России я точно не скажу.
— Сам ты в свое время советовался на тему переезда в России с Максом Кофрие.
— Да, спрашивал его о жизни в Москве, ведь мы знакомы по игре в Бельгии. Слежу за его карьерой, но мы не общаемся, потому что близкими друзьями никогда не были.
— Как обстоят твои дела с изучением русского языка?
— Пытаюсь использовать слова в разговоре с российскими игроками, в быту. В общих чертах понимать суть диалогов, которые слышу.
— В прошлом году ты женился.
— Да, церемония прошла в Бельгии, где живут все мои родственники. Это было прекрасно. А вообще семья постоянно рядом со мной в Москве.
— На сегодня твоим главным успехом в карьере остается победа в Кубке Бельгии с «Генком». Не пора ли пополнить коллекцию трофеев?
— Мне очень этого хочется. И я убежден, что «Спартак» заслуживает выиграть что-то значимое. Такой клуб не должен оставаться без трофеев подолгу. Мы проделали большую работу этой зимой. Надеюсь, уже в это воскресенье успешно начнем движение к главной цели.