— Для начала давай обсудим первый официальный матч года против «Зенита». Мы были близки к тому, чтобы увезти из Петербурга три очка.
— Очень близки! Жаль, мяч не влетел в ворота на последней компенсированной минуте. Вот это была бы красивая концовка!
Нам хотелось победить, тем более что «Спартак» давно не выигрывал в этом городе. Но этой игрой, считаю, мы показали, что здорово поработали в Дубае.
— Какое настроение было в раздевалке после матча?
— Соперник имел два момента в первом тайме — когда нас спас Максименко и когда Хлусевич вынес мяч с ленточки. Но после перерыва мы создали больше шансов, действовали лучше. Классные моменты были у Игнатова и Угальде, я и Дуарте били из хороших позиций, были и другие опасные эпизоды. Мы не должны быть довольны ничьей, это сто процентов.
— Лучшим игроком матча назвали Угальде, для которого это был дебют.
— Манфред — отличный парень и классный футболист, что сразу видно. У него есть качества, которых нам не хватало прежде. Например, Соболев — высокий мощный форвард, который хорош при подачах, на подборах. Настоящий боец. А Угальде — это больше про перемещения, игру между линиями. Теперь у нас больше возможностей действовать разнообразнее. Не только атаковать позиционно, но и больше играть без мяча.
— Матч с «Зенитом» отличало то, что Гильермо Абаскаль был во время игры на клубной базе в Москве, как и в предыдущем матче с «Крыльями».
— Но он был рядом с нами почти 40 дней перед этим в Дубае, был рядом в Петербурге вплоть до дня игры. Так что — никакой проблемы. Главное, что тренер подготовил команду к «Зениту». К тому же это был матч, на который настраивать дополнительно не нужно.
— Исполняющим обязанности главного тренера был Владимир Слишкович.
— Владимир вел себя очень спокойно, а в таких матчах это важно. Его спокойствие, как мне кажется, передалось команде. Повторю, нас не нужно было накручивать. Мы вышли и сыграли как надо.
— А как на команде сказался тот факт, что с ней не было Промеса?
— Квинси классно провел сборы, забил много мячей. И, конечно, изначальный план предполагал, что он сыграет с первых минут. Но план Б должен быть всегда.
— После матча ты долго общался с сербским защитником «Зенита» Эраковичем. О чем говорили?
— Обсудили итоги матча. Мы знакомы с ним еще по «Црвене Звезде». Правда, когда я играл там, Страхиня был еще совсем юным. А сегодня мы вместе выступаем за сборную Сербии. Это классный защитник, в том числе поэтому мы и сыграли с «Зенитом» 0:0.
Знаю, что он мог оказаться в «Спартаке» до меня. Но выбрал Санкт-Петербург. Когда говорили об этом, я сказал ему спасибо. Ведь иначе вряд ли стал бы спартаковцем.
— На очереди матч с «Факелом». В первом круге мы уступили ему в гостях, а ты получил красную карточку.
— И поэтому новая встреча будет для меня особенно важной. Я не могу сказать ничего конкретного про соперника, но я никогда не забуду то ужасное поле, на котором прошел матч. Футбола там было мало, только длинные забросы, потому что перемещаться по этой каше было крайне сложно.
— Это ведь чуть ли не первая твоя красная карточка в карьере.
— Так и есть. И очень надеюсь, что последняя. Я тогда очень расстроился, ведь подвел команду. Счет был 0:0, но мой фол привел не только к удалению, а и к пенальти, который стал решающим.
— При этом у тебя не то что удалений, но даже желтых карточек почти не бывает. Редкость для центрального защитника.
— Меня часто об этом спрашивают. И друзья, и личный тренер порой удивляются, как я умудряюсь обходится без предупреждений. Видимо, я просто достаточно внимательно к этому отношусь, потому что не хочу «повиснуть» на карточке и бояться потом каждого фола, чтобы не удалиться. Хотя, конечно, бывают ситуации, когда важнее просто остановить соперника любой ценой.
— На поле ты выглядишь спокойным. Что может вывести тебя из равновесия?
— Высокомерие соперника. Когда я чувствую, что игроки другой команды не уважают меня и моих партнеров. А еще могу взбеситься, если оппонент симулирует, падает на газон, лишь бы выпросить карточку. В Испании такое случалось неоднократно.
— Матч с «Факелом» пройдет в «Лужниках», чтобы газон на нашем стадионе успели лучше подготовить ко второй части сезона. Что знаешь о главной арене страны?
— Никогда там не играл, но знаю, что там проходили матчи чемпионата мира, а до этого финал Лиги чемпионов. О том, что «Лужники» много лет были домом для «Спартака», тоже слышал. И последний победный для нас финал Кубка России прошел там же, верно?
— Именно. А финал Лиги чемпионов, о котором ты сказал, был победным для Неманьи Видича в составе «МЮ». Ты уже успел поговорить о «Спартаке» с легендой сербского футбола?
— Нет, мы никогда с ним не общались. Когда я только начинал путь в футболе, Видич действительно был для меня примером. При этом мы абсолютно разные по стилю игроки.
— Разве?
— Видич — это в первую очередь боец. Он любил жесткую борьбу, не стеснялся получать желтые карточки. Я тоже не против побороться, но все-таки больше люблю играть с мячом.
— А кто для тебя образец сейчас?
— Таких нет. Но если говорить о тех, чей стиль мне нравится, то это ван Дейк из «Ливерпуля».
— Он капитан в своем клубе. Ты тоже носил повязку в «Альмерии» до перехода в «Спартак». Что случилось с твоей прежней командой? В этом сезоне она не одержала еще ни одной победы в Ла Лиге.
— Никто не понимает, в чем дело. Надеюсь, не только в моем уходе. Клуб потратил довольно много денег на трансферы, но результата это не принесло. Сейчас шансы на спасение очень невысоки, но уверен, что ребята будут биться до конца.
— Продолжая тему капитанства... В Санкт-Петербурге Джикия не был на поле, но был очень активен у бровки.
— В этом тоже заключается капитанство. Это работа не только в игре, но и за пределами поля. Джикия — наш лидер.
— В Белграде ты играл за «Црвену Звезду». В то время часто слышал о «Спартаке»?
— Конечно, ведь это братские клубы. Как и «Олимпиакос». Их фанаты близки. После матчей я подходил к трибуне и часто видел там греческие, российские флаги.
— Дерби с «Партизаном» — это самое горячее противостояние на свете?
— Думаю, да. Тактика и все подобное отходит на дальний план. Это даже не футбол, а настоящая война. А если выигрываешь, ты герой. Я помню, как после успешной игры с «Партизаном» с меня не брали деньги в ресторане, а потом принесли торт с эмблемой «Црвены Звезды» и счетом 2:1. Я знаю, что для болельщиков «Спартака» дерби с ЦСКА — это нечто подобное. И с нетерпением жду новой встречи с этим соперником, чтобы постараться порадовать наших фанатов.
— Ты уже играл и против ЦСКА, и против «Зенита». Какой соперник показался тебе более принципиальным?
— Ни тот и ни другой. Я убежден, что для завоевания титулов одно из главных условий — это уверенно и стабильно побеждать таких противников, как «Урал», «Оренбург», «Факел», «Ахмат»… Мы потеряли очень много очков в таких матчах. Конечно, болельщики особенно ценят успехи в дерби, но я говорю об отношении к играм внутри команды. Это и есть психология победителя. И сейчас для нас не может быть ничего важнее, чем матч с «Факелом».
Тем более что я уже успел понять, с какой запредельной мотивацией выходят против нас все команды. Все жаждут проявить себя на нашем фоне. То же самое было, когда я играл за «Црвену Звезду».
— А можно ли сравнить российскую лигу и чемпионат Испании?
— В российской лиге определенно больше борьбы, в испанской — больше техничных, смело атакующих команд.
— Кто из российских игроков «Спартака» мог бы заиграть в Испании с учетом особенностей лиги?
— Назову Максименко, потому что он хорошо играет ногами: это одно из требований для вратарей от испанских тренеров. Еще отмечу Зиньковского: использует обе ноги, может пройти соперника один в один, сам по себе компактный и подвижный. И Литвинов, конечно. Еще Хлусевич: он может делать прорывы по бровке 200 раз подряд.
— Обрадовался, когда узнал, что сборные России и Сербии проведут товарищеский матч?
— Конечно, это будет особенный матч для меня. Во-первых, в сборную России вызовут нескольких ребят из «Спартака». Во-вторых, я и остальных соперников знаю по играм за клуб. А еще забавно, что живу прямо около стадиона «Динамо», то есть игра пройдет возле моего дома.
С тех пор как было объявлено о проведении матча, мы много раз обсуждали это с российскими сборниками. Уверяю Соболева, что Сербия победит, но он категорически не согласен. Посмотрим, кто кого лучше изучил на тренировках.
— Сербия вышла в финальный турнир чемпионата Европы. Какие цели будут стоять перед командой этим летом?
— Думаю, нам по силам выйти из группы. В первом матче нас ждет встреча с Англией, а затем сыграем со Словенией и Данией. На чемпионате мира в Катаре мы не оправдали ожиданий, но с тех пор стали сильнее и опытнее.
— Именно твой гол в ворота Болгарии позволил сборной оформить путевку на Евро.
— В тот день я мог собой гордиться. Открыл телефон, а там несколько сотен сообщений. Но самое приятное — слышать потом от семьи, от родителей, как все их поздравляли и благодарили.
— Ты родился в Боснии, приглашался в сборную этой страны, но выбрал Сербию. Почему?
— Я родом из города Баня-Лука. Это столица Республики Сербской — части Боснии. Моя семья до сих живет именно там. В 14 лет меня пригласили в академию сербской «Войводины». И уже тогда я, по сути, сменил страну. Меня стали вызывать в сборные разных возрастов. И в дальнейшем уже не менял своего решения. Не жалею об этом.
— Чем занимаются твои родители?
— Мама много лет управляет своим цветочным магазином. А отец будет руководить академией, которую мы планируем открыть. Еще у меня есть младший брат. Тоже футболист, тоже центральный защитник ростом 190 сантиметров. Сейчас он играет во втором боснийском дивизионе, а еще будет в нашей академии одним из тренеров. Мы с ним очень близки, каждый день на связи.
— Что за академия?
— Для местных ребят. Думаю, запустим ее через несколько месяцев, работы идут полным ходом. Это моя идея. В моих родных местах много талантливых детей, но им не так просто проявить свои способности. Наша школа станет дополнительной площадкой для этого.
— Ты женат, но супруга все еще не переехала в Москву. Почему не спешите?
— Мы ждем ребенка. Все должно случиться примерно через месяц. И со временем, конечно, привезу семью в Москву. Наверное, после чемпионата Европы.
Мы познакомились с будущей женой на баскетбольном матче в Белграде. Вот уже почти семь лет вместе. Прекрасно ладим, потому что часто создается ощущение, что мы вообще одинаковые. Она, кстати, тоже высокая — 180 сантиметров.
— Как ты провел последний отпуск?
— На несколько дней отправился в Португалию, потом в Испанию и в Сербию. А дальше мы с женой проводили время с братом и родителями в Боснии: я давно не виделся с семьей.
— Где сейчас твой дом?
— Все постоянно меняется, особенно сейчас, когда мы ждем рождения ребенка. Но назову Белград: я прожил там довольно долго. Сначала приезжаю туда, потом — к маме и папе в Боснию.
— У тебя есть мечта — приобрести дом на берегу моря в Испании. Это планы на пенсию?
— Это общее желание с супругой, нам очень нравится эта страна. Я владею испанским языком и чувствую себя там комфортно. Местные люди очень добрые. Так что мечта такая действительно есть.
— Часто смотришь футбол?
— Точно не чаще, чем баскетбол. Например, «Денвер» Николы Йокича. Мне хватает футбола и без этого. Сборы, тренировки, процедуры, матчи. Если еще и дома постоянно о нем читать и смотреть другие игры, можно от футбола банально устать. А я этого не хочу.
— А сам в баскетбол играл? Рост ведь позволяет.
— Предпочитаю теннис. В отпуске часто играл. А мое любимое хобби — шахматы. Смотрю в Интернете стримы на шахматные темы, видео с различными дебютами, а раньше постоянно имел при себе книги о шахматах. В «Спартаке» ни с кем еще не играл, а вот в сборной Сербии у меня много оппонентов. И среди персонала, и среди игроков — вратарь Милинкович-Савич, Гудель. А вот с Йовеличем из «Лос-Анджелес Гэлакси» я даже не хочу играть. У него слишком высокий уровень, этот парень может противостоять настоящим гроссмейстерам.
— Насколько хорошо ты успел узнать Москву за полгода?
— Город огромный, даже тяжело сравнить с чем-то. Мне много помогает водитель. Знаю главные достопримечательности, парки, Москву-Сити, торговые центры, рестораны, в том числе и сербские. Но в тренировочном режиме я нечасто выбираюсь куда-то, предпочитаю домашний отдых.
Из команды много времени провожу с Олегом Рябчуком: мы живем в одном доме, вместе ездим на базу, иногда ходим поужинать. Но среди наших соседей много ребят из «Спартака» — как легионеров, так и русских. Часто встречаемся с Мединой, Таварешем, теперь добавился Угальде. Кстати, во время сборов в Дубае отлично отдохнули с Игнатовым, Хлусевичем, Денисовым, Классеном и Литвиновым. Теперь думаю пригласить всех в ресторан сербской кухни! Так что адаптация закончилась на сто процентов, больше точно некуда!
— После перехода ты успел созвониться с нашим бывшим тренером по физподготовке Владом Чепзановичем. Что он тебе посоветовал?
— Да, один раз поболтали, он обещал приехать в Москву, но пока так и не добрался. А совет был простой: поскольку Москва — большой город, стоит быть аккуратнее в свободное время и следить за режимом. Но я уже не тинейджер и знаю, как правильно себя вести.
— Россию и Сербию называют братскими странами. В чем выражается наша схожесть?
— Мы близки исторически. Прежде всего, мне кажется, сербский народ не слушает мнений со стороны, а идет собственным путем. По характеру мы — бойцы. Думаю, это объединяет нас с русскими. Можно сказать и про менталитет — похожий, но не идентичный: в России люди все же спокойнее.
— Когда ты дашь свое первое интервью полностью на русском языке?
— Если честно, в последнее время я не занимался с преподавателем: сначала был отпуск, потом рутина на сборах. Но я хорошо понимаю русский язык и даже могу говорить, хотя чаще пользуюсь английским и испанским. Могу сказать что-то, только если стопроцентно уверен. Не хочу, чтобы ребята надо мной смеялись. А на поле активно использую три языка: русский, английский и испанский.
— Многие болельщики уже сравнивают тебя с Жиго. У Самуэля было запоминающееся празднование голов в стиле гладиатора. Может, после нескольких голов за «Спартак» тебе тоже стоит придумать что-то особенное?
— Наверное, если забью в игре с «Факелом»! На самом деле я больше думаю о том, как поразить ворота, а не о том, как отметить голы. Но классно иметь особое празднование, поэтому однозначно стоит подумать об этом. Хотя, мне кажется, на эмоциях я могу забыть все заготовленные заранее идеи.
— После перехода в «Спартак» ты довольно быстро успел отметиться в качестве лучшего игрока месяца по версии наших болельщиков.
— Нельзя сказать, что меня это удивило, поскольку я отдаю всего себя на поле. Еще раз хочу поблагодарить фанатов и за это, и за их теплое отношение в целом. Я был горд получить награду, и сейчас есть желание повторить это. Моя цель — становиться лучше и в конечном итоге завоевать большой трофей со «Спартаком», осчастливив болельщиков. С нашей командой, персоналом мы способны на многое!
До этого у меня не было похожих призов, но я не раз попадал в символические сборные тура или месяца в испанских лигах и в Сербии.
У родителей дома хранится медаль за молодежный чемпионат мира, другие различные награды. Сейчас я не обращаю на это много внимания, но в конце карьеры благодаря им смогу оглянуться назад и понять, чего сумел достичь. В данный момент я сконцентрирован на каждом следующем матче. Он всегда важнее уже прошедшей игры. Нужно быть готовым к новым вызовам!
— Ты не раз забивал важнейшие голы, напрямую влиявшие на результат, — и в клубах, и за сборную. Нужно отметиться и за «Спартак»!
— Я готов к этому и надеюсь, что мне выпадет такой шанс. В моей карьере были победные голы в финале Кубка Сербии, в отборе на чемпионат Европы, важные мячи в испанских чемпионатах.
— Какова твоя главная цель в нашем клубе сейчас?
— До окончания этого сезона заполучить трофей. Да, многие скажут, что разница в количестве очков с первым местом приличная, но нельзя сдаваться! И не стоит забывать про ответный кубковый матч: да, мы пропустили один гол на выезде, но у нас есть все шансы пройти дальше.
У меня сохранились прекрасные воспоминания от выигранных титулов в Сербии, поэтому очень хочется повторить этот успех здесь, в «Спартаке». Хочу, чтобы фанаты нами гордились!