Интервью 26-летнего полузащитника красно-белых Жано Ананидзе, который уже десять лет выступает за наш клуб.
О «БАЗЕЛЕ» И «ТУНЕ»
— Восемь с половиной лет назад вы уже обыгрывали швейцарцев в составе «Спартака», когда забили победный гол «Базелю». Какие воспоминания остались о том противостоянии?
— Много времени прошло, сейчас у нас совсем другая команда. Но вспомнить тот матч приятно. На 93-й минуте Макгиди заработал штрафной. Мы еще до игры договорились с Алексом, что в случае опасного стандарта он мне покатит, а я пробью. Так и сделали. Мне немного подфартило: стенка развалилась, и мяч от штанги влетел в ворота.
— Это один из самых памятных голов за «Спартак»?
— Первый гол в первом же матче за основу против «Краснодара» 10 лет назад особенно дорог. Хотя тот мяч «Базелю» болельщики часто вспоминают в комментариях. Мы ведь тогда проигрывали 0:2 по ходу встречи, но удалось все перевернуть. К тому же я вышел на замену и принес победу.
— За последние годы «Спартак» несколько раз неудачно выступал в отборочных раундах еврокубков. Вы играли против «Легии» и АЕКа, еще были «Санкт-Галлен» и ПАОК. В чем причина таких провалов? И как не допустить повторения подобного?
— Все-таки имела место недооценка соперников. Про те команды никогда прежде особо не слышал, это влияло. Но важно понимать, что сейчас просто так уже никого не обыграть. На Фарерах уже научились играть, а сборная Гибралтара, по сути вчера созданная, проигрывает Ирландии всего в один мяч. К тому же, когда я играл в Ростове и Самаре, своими глазами видел, как настраиваются на ЦСКА, «Зенит» и «Краснодар», а как — на «Спартак». Это совершенно разные вещи! На «Спартак» настрой такой, словно это Лига чемпионов. Нам важно помнить об этом и отвечать соперникам тем же.
О ЧЕРЕНКОВЕ, АЛЕКСЕ И ТИЛЕ
— 15 июля, в день десятилетнего юбилея дебюта, вы опубликовали душевный пост, в котором написали, что «Спартак» — ваша жизнь. Без красно-белых себя не представляете?
— Понятно, что «Спартак» кормит меня, мою семью; это моя работа. Но это даже нечто большее для меня. Я горд, что оказался в этой команде, когда мне было 15 лет. Наверное, меня нельзя назвать в полном смысле воспитанником клуба, но я успел и в Академии у Пискарёва потренироваться, и за дубль у Ромащенко и Кечинова поиграть. То есть прошел через все этапы. Поэтому писал те слова от души, «Спартак» навсегда в моем сердце. И я буду делать максимум возможного на тренировках и в играх, чтобы приносить пользу.
— Недавно исполнилось бы 60 лет Фёдору Фёдоровичу Черенкову. Вы рассказывали, как когда-то он выделил вас среди молодых — и это стало для вас стимулом.
— Вживую я его игру не застал, но когда жил около тогдашнего стадиона имени Нетто на Преображенской площади, смотрел матчи ветеранов. Черенков принимал мяч, и сразу было понятно, какой это большой игрок. А сейчас у нас на базе в Тарасовке крутят моменты ретроматчей. И есть возможность видеть, как играл тот «Спартак». Хочется делать такие же пасы, так же открываться. Другое дело, что футбол изменился: скорости стали выше, агрессии больше. Изящный футбол показывать сложнее. Теперь меньше пространства: раньше можно было голову поднять, а сейчас этого сделать никто не даст. Но это не отменяет того, что Фёдор Фёдорович — легенда. Для меня это величайший футболист, тем более что я играю на той же позиции.
— А у кого из футболистов, с которыми вы играли вместе, переняли в игровом плане больше всего?
— Лучше всего понимал Алекса. Когда он появился, я понял, что бороться с ним за место в составе просто бесполезно. Настолько он был хорош! На первой же тренировке принял мяч, ударил, и все поняли, что это игрок высшего качества. Жаль, он мало поиграл за «Спартак» из-за семейных проблем. Мы с ним до сих пор иногда переписываемся. Пишет мне по-русски, а я ему через переводчик отвечаю на португальском. Недавно он закончил карьеру... Много было сильных футболистов в «Спартаке», но Алекс для меня самый топовый.
— Сейчас в команде появился Гус Тиль. Готовы к конкуренции?
— Конкуренция — это всегда хорошо. Если голландец будет играть, как Алекс, то ради бога! Пусть делает такие же передачи и так же забивает. Это будет только на пользу «Спартаку». А мы всячески поможем парню освоиться.
О ТРАВМАХ И БУДУЩЕМ
— Минувшую весну вы провели в аренде в «Крыльях Советов». Что дал этот период?
— Самое главное — я получил практику. Потому что играть по 30-40 минут для футболиста мало. В Самаре выходил на поле регулярно, не считая последних туров, которые пропустил из-за небольшого повреждения. К счастью, сейчас ничего не болит.
— Главный тренер самарцев Миодраг Божович после одного из матчей выразил уверенность в том, что лучшие годы Джано еще впереди. В том числе в «Спартаке». Верите, что так и будет?
— Я хочу быть лидером «Спартака». Но понимаю, что либо сейчас, либо никогда. Чувствую, что способен играть так, как от меня ждут болельщики. К сожалению, до этого часто мешали травмы. Ведь если посчитать, то из десяти лет в «Спартаке» три года я потратил на лечение. Часто читаю, что все беды якобы из-за моего телосложения. Но посмотрите на Гарета Бэйла из «Реала». Он в три раза больше меня весит, и мышцы у него в три раза больше. Но ломается еще чаще, чем я! За шесть лет в «Реале» играл года полтора. Джикия с Зобниным кресты тоже порвали на ровном месте, хотя парни крепкие.
— В чем же тогда причина ваших частых травм?
— Возможно, я слишком рано начал играть против мужиков. Плюс сам виноват в том, что поначалу не так активно посещал тренажерку. Сейчас делаю это намного чаще. Не говорю, что нужно закачиваться до состояния робота, когда уже мяча не чувствуешь. Но профилактика необходима, чтобы мышцы и суставы были в тонусе. На днях к нам в Тарасовку приезжал на съемки «Красава» — Женя Савин. Он приехал рано утром, в полдевятого утра. А я уже был на месте, самый первый. Он глазам своим не поверил. Но мне это нужно. Понимаю, что до декабря нужно показать все, на что способен. Решать, как решал Промес: отдавать и забивать, вести игру. Помогает, что чувствую доверие со стороны главного тренера.
— Команда этим летом заметно обновилась. Это самая серьезная перестройка на вашей памяти?
— Да, такой резкой смены состава не припомню. В том числе поэтому мы не так успешно стартовали в чемпионате. С «Сочи» не так здорово выглядели, «Тамбову» проиграли... Но я уверен, что все наладится: от игры к игре есть прогресс и в скоростях, и в позиционных атаках. Первые туры всегда уходят на то, чтобы наладить взаимодействие. А в такой ситуации, как у нас, — тем более.
— «Спартак» держит курс на быструю игру в атаке и высокий прессинг. Вам такой стиль по душе?
— Мы должны не только быстро играть, но и грамотно атаковать позиционно, много владеть мячом. Впрочем, за те десять лет, что я в «Спартаке», редко бывало иначе, ведь перед командой всегда стоят задачи бороться за самые высокие места.
О ДЖИКИИ И САМЕДОВЕ
— С этого сезона капитаном «Спартака» стал ваш друг Джикия. Помогаете ему советами на правах старшего товарища?
— Ему уже не нужно помогать. Он давно освоился и уже скорее сам мне помогает. Своей игрой Джикия доказал, что достоин повязки. Его назначение читалось. Даже если бы мы не были друзьями, считал бы его идеальным кандидатом в капитаны. У него для этого все есть: и подсказ, и умение создать правильную атмосферу. Это тяжелая задача: вокруг «Спартака» всегда особый фон, и в случае неудач спрос с капитана особый. В этом смысле желаю Джикии терпения и удачи. Уверен, он справится.
— Еще один ваш друг, Самедов, завершил карьеру игрока. Как проводили его из футбола?
— Недавно посидели втроем в ресторане — я, Джикия и Самедов. Вспомнили, как играли вместе. У Саши были предложения от нескольких клубов, но перебираться в другой город с семьей он посчитал неправильным. Все-таки ему уже 35, трое детей. Хотя я уверен: года два он бы еще точно мог выступать на хорошем уровне, потому что всегда максимально профессионально относился к делу.
— В последнее время в вашу компанию влился Самуэль Жиго.
— Да, «влили» его в коллектив! Ему тяжело, потому что Ханни, с которым они говорили на французском, уехал. Самуэль живет сейчас в Москве один, в небоскребе. И мы с Джикией его взяли на замену Самеду. В ресторан зовем, к нему домой поднимаемся в приставку поиграть. Чтобы не скучал. Хороший, добрый парень.
— Вы впервые оказались в команде с чемпионом мира. Какое впечатление произвел Шюррле?
— Видно, что игрок с большой буквы, очень опытный. «Спартаку» он реально поможет.
О МОЛОДЫХ
— «Спартак», помимо прочих изменений, еще и заметно помолодел. В этом тоже есть своя специфика?
— Когда я попадал в основу, было иначе. Сейчас ребята начинают тренироваться с первой командой, и складывается ощущение, будто они воспринимают это очень спокойно. Мол, так и должно быть. Считаю, это неправильно! Пусть ребята это прочитают, я и в лицо им говорил. Я когда-то оказался в одной команде с Титовым, Моцартом, Калиниченко, Павлюченко — и старался в три, в пять раз больше пахать, чтобы закрепиться! Не говорю, что нынешние молодые не стараются. Но не вижу огня в глазах, который должен быть при осознании того, что ты получил шанс, за которой надо цепляться. Помню: теряешь мяч, и тебе так пихают, что в следующий раз подобного не допустишь. Я заснуть не мог, когда узнал, что с основой буду тренироваться! Каждое занятие воспринимал как последнее. Сейчас есть талантливые ребята, но без огня в глазах не закрепятся. «Спартак» должен быть для них всем.
— Зелимхана Бакаева это не касается?
— Нет. Он как раз вернулся из аренды по-хорошему злой, иногда даже перебарщивает. Забил в Туле много, отдавал голевые, показывал высокий уровень. В «Спартаке» это сделать сложнее, но мы ему поможем. Я скорее про Игнатова, Умярова, Глушенкова — вот их это касается и других ребят, которые играют за «Спартак-2», а с нами тренируются.
— Удивились, что Бакаев взял 10-й номер?
— Если он уверен в себе, то почему нет? Зелимхан же сказал, что Промес для него не потолок. Да и номер тут не главное. Гулиев тоже собирался мне отдать седьмой номер, когда я вернулся из аренды, но меня и 49-й устраивает, под которым я начинал в «Спартаке». Главное — играть, а к номеру отношусь спокойно.
— Бакаеву здорово помогла аренда в «Арсенале». Вам в свое время также пошел на пользу сезон в «Ростове».
— Это действительно помогает. Особенно когда ты молод. Мне тогда повезло и с тренером, и с командой. В паре с Дзюбой мы выиграли Кубок России, это был классный опыт. Но сейчас уже пора закрепиться, об аренде даже думать не хочу.
— Тот год на Дону вообще стал для вас знаковым: незадолго до победы в Кубке родилась дочка.
— Да. А через несколько лет, перед чемпионством, родилась вторая. Так что надо третьего ребенка, чтобы еще что-то выиграть.
— Есть такие планы?
— Пацана теперь хочется. Жена в курсе.
— Дочки на игры ходят?
— Младшей два года, ничего пока не понимает. А старшая на все матчи с женой ездит!