Прислать новость Зарегистрироваться или

RSS twitter Facebook в Контакте в Google+
Одноклассники Instagram YouTube Я.РУ
Магазин Фратрии Места продаж билетов и сезонных абонементов

Реклама

Фратрия: 2 года в сердце суппорта

22 мая 2005 года. Чем знаменательна эта дата? Ну, хотя бы тем, что в этот день состоялось очередное дерби Спартак — цска. Разве это уже не повод для значимости? Повод конечно, но самое интересное в том, что, вспоминая тот матч, в первую очередь перед глазами предстает не зрелище рекордно заполненных Лужников (~65000) и даже не жестокий результат (1:3), а небольшое красно-белое панно, кривенько выложенное из модулей на секторе Б5 и содержащая такие родные каждому спартаковскому фанату буквы: «ОУКБ».


Чтобы проанализировать значимость этого события, надо заглянуть чуть подальше во времени и посмотреть на ситуацию в российском футболе и на ультрас сцене в целом. Хотя чего уж тут заглядывать, темные времена 90-х каждый в разной мере испытал на себе сам. Беспредел силовых органов, низкий уровень жизни, ненависть к оппонентам буквально разлитая в воздухе — все это памятно и знакомо. В советские времена выводили со стадиона за шарфик или значок. В 90-е тебя просто выводили со стадиона. Вернее не выводили, а выбивали. Кованными ботинками, резиновыми изделиями. Те, кто находил в себе силы в такой ситуации ходить на футбол «вопреки», и не попадать под раздачу милиции, мог в качестве альтернативы попасть под враждебных хулиганов, количество которых, казалось, даже перевесило количество кузьмичей и дударей. Футбол прочно стоял в одном ряду с такими понятиями как: страх, ненависть, экстрим…

А разве для этого родилась такая великая игра? Разве этого хотелось каждому, кто однажды и навсегда отдал частичку себя ромбику, звезде, стреле и т.д.? Почему заполняются стадионы, для чего передаются трансляции, зачем организовываются всемирные турниры? Ради праздника. Ради тех эмоций, что он дарит. Ведь каждый футбольный матч с участием любимой команды — это праздник. Праздник, которого тогда нас лишали.

Вообще, вспоминать старое и тем более плохое — дело неблагодарное. Ограничимся выводом, а для него возьмем уже не раз проверенную цитату из последнего номера UN: «Фанатизм умер. Да здравствует хулиганизм?» Это было на рубеже тысячелетий.

Продолжать так жить и любить свою команду так неполно становилось невозможно. Человек сильнее всего борется с тем, что востает на его душу. Поэтому сначала массовые побоища с милицией, а затем с врагами приводили постепенно разноликую массу фанатов к определенным результатам: завоеванию собственных прав и свобод на стадионе и к организованности внутри движений. А что может придти на ум людям искренне любящим свой клуб, объединенным общими целями и задачами и к тому же получившим, наконец, определенную свободу на секторе? К адекватным людям приходит одно: желание явить свою любовь делами. Превратить снова футбол в праздник.

Именно эти причины подвигли красно-белых на выделение из своей среды активного звена, которое при поддержке ведущих фанатских групп должна была сделать так, чтобы на матчах «Великого и Могучего» (как поется в песне) на трибунах было не менее «велико» и «могуче».

Итак: 22 мая 2005 года, активная часть красно-белой общественности впервые организованно вышла на ультрас сцену России. Само название Фратрия появилось в этом же году, несколько позже. А именно 28 октября 2005 года, лидеры красно-белого фандвижения на общем собрании придумали и утвердили название новой организации. Так родилась «Фратрия»!

Историю названия организации лучше всего расскажут её идейные вдохновители. Мы же ограничимся кратким обзором того, что за 2 года удалось привнести Фратрии в жизнь рядового красно-белого болельщика и всей российской ультрас сцены в целом. Для этого разделим наш обзор на две составляющие: поддержка команды и организация фанатов.

Cуппорт. Перформанс.

Скромное «ОУКБ» из модулей по словам одного из лидеров Фратрии: «буквально взорвала мясную фан-общественность, и та сказала: ХОТИМ! Хотим делать шоу не хуже чем в Европе» (с) Оставалось только удивляться, как, практически не имея опыта в проведении ультрас-акций, фратрийцам вместе со всеми фанатами Спартака удавалось раз за разом, практически от игры к игре поднимать все выше и выше планку визуального оформления трибун. Околофутбольный баннер на дерби с цска, модульное сердечко (идеальной формы!!!) + флаги + серпантин на Зенит, пиротехника в Ярославле — все это не то, что не имело аналогов ранее, в это не верилось даже по ходу сезона. Казалось бы, как можно не имея опыта, без специализированных программ организовать всю фанатскую терассу сначала на Локомотиве, а позже и в Лужниках и выложить приемлемую картину? Оказалось можно! И как апофеоз — перформанс на 20 000 человек! Этому не было аналогов уже не только в спартаковской среде, но и во всей России.


Надо заметить, что столь впечатляющие результаты были бы невозможны без личного усилия каждого человека, приходящего на сектор. А так как команда демонстрировала постепенно улучшающуюся игру (а заодно и турнирное положение), то положительные эмоции, вкупе с гордостью за проделанную работу и желанием утереть нос соперникам, не могли оставить равнодушными никого, и скоро модульные шоу мяса стали визитной карточкой красно-белых ультрас. А так как они делались с желанием — то скоро пришло и умение.

Сезон 2006 бросил новые вызовы, которые были с удовольствием приняты. Ведь это был первый евросезон Спартака после годов разрухи! Конечно, кроме Лиги Чемпионов приходилось заботиться и об уровне перформанса в Чемпионате России, но главное блюдо, конечно же, готовилось на осень. И первый же матч в групповом турнире ознаменовался лучшим на тот момент представлением Фратрии и всей трибуны В Лужников. Тёмный монах с огненной надписью «Боже, Спартак храни!» вызвали просто экстаз в среде красно-белых и жгучую зависть в стане врагов.


Но и здесь была «ложка дегтя». Использованные в качестве фона черные модули, оказались хорошим развлечением на терассе, особенно вкупе с имеющимися зажигалками. Сожженная бумага вызвала резкое негодование милиции и пожарных. Как итог — модули были запрещены.

Это был болезненный удар. Потому что как раз следующим актом на ультрас сцене Спартака, был запланирован выход в свет модулей большего размера, что позволило бы создавать картинки более высокого качества и точности. Заменить попавшие в опалу бумажные листы были призваны воздушные шарики (или «шареги» как потом называли их все). И хотя поначалу, казалось, что по перформансу красно-белых нанесен удар, все получилось в соответствии с пословицей «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Опробовав «шареги» на Зените, Фратрия организовала свой самый массовый перформанс. На лигочемпионский матч с Интером было затрачено свыше 200 000 шариков! 3 вида рисунка в зависимости от трибуны! Адский грохот от лопавшихся после использования шаров! Это было просто потрясающе! Обреченные делать все масштабно из-за размеров Лужников, красно-белые превзошли все свои самые смелые ожидания. И 20 000 красных и белых футболок на матче со Спортингом уже не казались чем-то нереальным. Большие модули все-таки дождались своего часа в 2007 году, где они были использованы на дерби с заклятыми. Эксперимент был признан удачным на все 100. Если принять еще во внимание нереальное фаер шоу в Ярославле и вообще самый высокий (из всех клубов Российской Премьер Лиги) уровень выездного перформанса, можно сказать, что в плане красочного оформления трибун, Фратрия не просто помогла вознестись болельщикам Спартака на вершину российского ультрас олимпа, но и вообще во многом стала примером для подражания для многих.

В качестве поля для совершенствования, красно-белым можно выделить разве что баннерную войну. В подколах и высмеивании соперника в 2005-2006 годах признанными лидерами были цска и Зенит, что, конечно же, не могло устраивать поклонников Спартака, как обычно стремящихся быть первыми во всем. Конец 2006-начало 2007 улучшили общую картину, но, на мой взгляд, в данном направлении Фратрии, как и всем инициативным группам Спартака, еще можно много и плодотворно трудиться.

Перейдем к суппорту. По началу, трибунные шоу отнимали гораздо больше времени и сил чем звуковая поддержка, и им уделялось больше внимания при подготовке и проведении акций. Нельзя сказать, что на ранних этапах становления ультрас культуры Спартака пение было плохим. Нет, временами, трибуна В выдавала очень приличный по качеству и громкости звука суппорт. Проблема была в репертуаре. Заряды и песни известные еще с союзных времен частично приедались по ходу сезона, частично не подходили к ситуации, частично не воспринимались общественностью. Кроме того, уход сербов из команды лишил Фратрию еще как минимум 2 песен и зарядов и ситуация стала сложной. К чести всех красно-белых фанатов в данной ситуации меры были приняты вовремя.

Проведенный в межсезонье конкурс на лучшую песню, активное сотрудничество с европейскими ультрас организациями, позволили Фратрии перед началом сезона 2007 презентовать целых 3 новые песни нового поколения: с распевкой, хлопками и прыжками. Одна из них: «Спартак Москва! Моя любовь!» по праву стала просто хитом и лучшей песней за всю историю существования Фратрии. Кроме того, в 2007 же году активная часть к-б общественности взяла курс на совершенствование пения, иногда даже следуя по пути ущемления перформанса в пользу суппорта. Но данная политика, похоже, оправдывает себя полностью, потому что если научить 20 тысяч человек петь громко и слаженно — перформанс зачастую может даже не понадобиться.

Организация фанатов

Сказав много слов по поводу стадионной поддержки команды, хотелось бы обратить внимание и на другой аспект деятельности Фратрии, который до ее появления был также практически нереальным для исполнения. Речь идет об организации фанатов Спартака в единый организм и об акциях, призванных увеличить приток новых болельщиков не только на трибуны Лужников, но и на выездные матчи.

Фанатская среда очень неоднородна в своей сути. Это известно всем. Группы разных политических мировоззрений, разных принципов и взглядов на сам футбол, на акции, проводимые вне стен стадиона — на что угодно — все они уживаются на одном секторе. Все они на каждой игре отдают частичку себя, туда, на поле. Все они живут, точно зная, что определенный уголок их сердца всегда будет красно-белым. Но к сожалению, очень часто все старания, а то и жертвы болельщиков не находят поддержки у тех, для кого они предназначены. А иногда вообще встречают противодействие, а то и оскорбление со стороны руководства команды. Существует 2 выхода из подобных ситуаций: промолчать, утереться и снова тупо приходить на стадион махать флажками или же высказать свою позицию и постараться донести ее до адресата. Учитывая то, что футбол как игра существует для болельщиков, легко можно догадаться что Фратрией, для подобных ситуаций был избран метод номер 2.

Начиналось все также скромно: баннер «Нас забыли в Находке», 500 человек, покинувших матч с Локомотивом в поддержку капитана — Дмитрия Аленичева, акции направленные против Старкова (и его последующее снятие) — все это планомерно подвигало красно-белых к мысли, что болельщик не только может, но и должен высказывать свою точку зрения на ситуацию в клубе, а то и влиять на нее. Дело было за малым. За организованностью.

К сожалению, повод для пробного выражения народного настроения, нашелся достаточно скоро, аккурат в начале сезона 2007. Блеклая игра команды, проигрыш первых трофеев, конфликт с пресс-атташе клуба и его неадекватная реакция побудили Фратрию организовать акцию протеста в день дерби с Динамо. Описывать, как все получилось — думаю, нет смысла. Потому что все всё знают, да и получилось действительно ВСЁ! Не каждый день СМИ больше говорят не о матче и результате, а об акции проведенной фанатами. Но важно не это. Важно то, что, несмотря на спорность решения промолчать 30 минут на таком принципиальном матче, каждый, кто пришел на сектор, смог наступить, может быть, на горло собственной песне, но не разрушить то единение, что было в тот день на Динамо. Мы все тогда почувствовали — вместе мы действительно можем многое.


И, может, не случайно именно после этого Спартак стал не только играть, но, уверенно возглавив турнирную таблицу, удержался на ее вершине и по сей день. Может, не случайно, что даже после вылета из Кубка России, команде в конце игры не кричали «позор», а пели и поддерживали её? Почему? Да потому что видели и жажду борьбы, и старание игроков, и чувствовали, что собственные усилия не пропадают даром. Издавна считалось, что правильность решения оценивает время. На мой взгляд, оценку Фратрии, как силе, объединяющей фанатов, можно ставить уже сейчас.

Ну, и напоследок, нельзя не сказать о самой Фратрии как организации. Начав с небольшого круга единомышленников, со сборов «по всему миру» на перформанс, с простенького сайта и форума, на данный момент Фратрия представляет собой самую успешную и независимую организацию болельщиков в России. Финансовая независимость от руководства клуба и взносов, как следствие грамотной билетной и маркетинговой политики по продаже собственных материалов. Огромный интерес в среде рядовых болельщиков, как следствие грамотных и интересных акций, конкурсов, организованных выездов.

Постепенно развивающийся сайт с рекордными показателями посещаемости и уникальным и постоянно совершенствующимся содержимым. Собственный офис, призванный помогать фанатам решать свои насущные проблемы быстрее и оперативнее. Все это, несмотря на неизбежные временные промахи и недочеты, сделало Фратрию действительно той силой, что способна изменить все представление о футболе и фанатах как в России, так и во всем мире.

Все это возможно, когда все мы вместе. И это не красивые слова. Это правда, доказанная делами.

Один за всех и все за одного.
  • WizardMan

Комментарии 1

10484
  • 0
  • Список оценок комментария
Статья устарела, надо обновлять.

Для того, что бы оставить комментарий авторизуйтесь на сайте.

iPhone приложение iSpartak